Анархо-мистицизмВ 1925 году под влиянием известного анархо-коммуниста Аполлона Карелина в Нижнем Новгороде был создан кружок «Орден Духа», в котором были переплетены идеи анархизма, масонства мистики тамплиеров. Идеалом они видели Россию сектантов и «аграрной справедливости». В 1930-м организация была разгромлена ОГПУ.

Эта организация как часть довольно разветвлённой подпольной сети, созданной при деятельном участии выдающегося русского анархиста и масона Аполлона Андреевича Карелина и его ближайших сподвижников, с одной стороны, представляла собой довольно беспомощную оппозицию формирующемуся авторитарному режиму, а с другой — попытку по-своему преодолеть традиции политического анархизма, прошедшего через глубокий исторический кризис в послеоктябрьские годы. Статья Владимира Сапона, опубликованная в «Известиях высших учебных заведений. Поволжский регион» (№1, 2007 год) основана на материалах из фонда ВЧК-ОГПУ-КГБ, переданных в Центральный архив Нижегородской области.

Одной из ячеек пестрой эзотерической «сети», полуподпольно создаваемой в противовес «властной вертикали» молодого советского государства, был нижегородский Орден Духа, объединивший группу молодых интеллигентов. «Рыцарский» орден в поволжском городе создавался усилиями московских наставников из окружения известного российского анархо-коммуниста и анархо-мистика Аполлона Андреевича Карелина.

Одним из апостолов нового учения на нижегородской земле стал Владимир Бер, учившийся на химическом факультете местного университета. В 1924 году он познакомился со студентами с агрономического факультета Николаем Матюшиным, Юрием Ковлейским, Михаилом Владимировым и другими молодыми людьми, введя в их круг эмиссара из Москвы математика А. С. Пастухова. В заключении по делу об участниках нижегородской «к-р (контрреволюционной — БТ) анархо-мистической организации», подписанном 30 октября 1930 года, фигурировало 13 человек (М.А.Владимиров, С.Н.Раева, В.В.Бер, Е.В.Постникова, Н.А.Матюшин, Е.И.Дрейман, Ю.П.Ковлейский, А.А.Серкина-Копашина, А.М.Коноплянцев, М.М.Пальмов, И.В.Римский-Корсаков, В.Э.Мичурин, Л.Л.Шорчева — последние двое из указанного списка имели личные связи с «рыцарями», но сами в «орденской» структуре не состояли).

Один из создателей и руководителей нижегородской анархомистической организации В. Бер уже в мае 1925 года был приговорен к трёхлетней ссылке в Среднюю Азию за «распространение антисоветской литературы среди студенчества» (именно эта литература и определяла идеологическое лицо «рыцарей» Ордена Духа).

Что же за идеология была у этих мистических анархистов?

В деле Владимира Бера содержатся материалы, машинописный самиздат 1920-х годов, которые раскрывают анархистскую точку зрения на происходящие в стране и мире события. Весьма самокритично описывается роль анархизма в российских революционных событиях в листовке «Молодые люди и Анархизм». Автор, подписавшийся псевдонимом Альфа, сетует по поводу «вечно новой истории», когда «вчерашние по молодости «революционеры» неизбежно превращаются в «сегодняшних реакционеров», когда ярые некогда анархисты пошли на службу в ЧК или устроились в этой жизни в качестве инженеров, агрономов, трестовых дельцов или спекулянтов.

Анархо-мистицизм

Анархизм не одержал победы, принеся себя в жертву новому революционному сдвигу, однако «было сделано то, что можно и нужно было сделать»: в противном случае либо восторжествовала белая контрреволюция, либо массы отвернулись бы от революции и «диктатура была бы еще тяжелей». «Однако приближаются новые величайшие события, которые возлагают ответственность на молодежь, сохранившую преданность анархистским идеалам. Так будемте готовить себя к настоящему революционному делу, после которого не осталось бы камня на камне от зверинца государств», — призывает автор листовки своих единомышленников.

В материале ««Свобода, государство и анархия» идёт идейная борьба против «заражённой и искалеченной мысли государствоведов», всеми силами насаждающих в обществе фетиш государственности. «Только анархический строй, — провозглашается в статье, — может открыть простор для того, чтобы вырабатывались люди, а не игрушки обстоятельств. Жизнь не по указке и не под влиянием импульсов, исходящих извне, а при постоянной напряженности всех сил и с готовностью нести все последствия принятых решений — вот обстановка и жизненная среда анархии, и только она может подготовить появление настоящего человека и создать сильную людскую расу, которая сразу изменит воззрения на задачи и темп исторического прогресса».

Два других анонимных документа — ««Цель анархистов» и пьеса ««Анархисты» — представляют собой программно-политическое и литературное изложение взглядов А. Карелина и его анархо-коммунистических соратников. Примечательно, что в обеих работах соблюдена политкорректность по отношению к правящей партии: «Если большевики, называющие себя коммунистами, уйдут от власти, она будет захвачена какой-либо другой общественной группой — вернее всего, монархически настроенной частью буржуазии и старого чиновничества». Отсюда отказ помогать «реакционной швали» и готовность не мешать большевикам.

Аполлон КарелинЕсли все названные образцы самиздата пропагандировали положения политического анархизма, то в ««Очерках несовременной психологии» уже намечается приближение к проблемам анархизма мистического. Неизвестный автор полемизирует со стереотипами так называемой современной психологии («психологии «фаустовской» культуры денег, власти и машин»), направляя свой анализ «вглубь — к данным, которые могли бы послужить основанием культуры, иной, чем культура танков, счёт и декретов».

Рост производительных сил общества не является самоцелью, это лишь средство для выполнения высших задач культуры данного общества. Проблема тесной взаимосвязи хозяйственных и духовных сверхзадач не получила достойной разработки ни в религиозно-сектантских учениях, ни в социалистических концепциях, в том числе и у анархистов. Большевики интуитивно осознают необходимость создания новой культуры, однако они организуют страну диктаторскими методами, и это может привести в будущем к глубочайшей реакции, которая «оторвет Россию от жизни и… бросит в потусторонние грёзы».

«Перед лицом этой перспективы Россия, «града грядущего взыскующая», — анархическая или анархо-сектантская, — должна ввести в самый порядок представлений своих расчёт и темп культурных ускорений в технике, общественном хозяйстве, установке индивидуальностей и групп, развертывании идеалов».

Традиционные политические и религиозные организации не справились с новыми вызовами истории, поэтому иные силы понесут ускорение в отсталую среду, «преломляя через настроения и образы этих ускорений свои общественные и религиозные устремления». Примечательно, что в качестве примера такой альтернативы называются франкмасоны. «Наша «трудовая» интеллигенция, — пишет автор «Очерков», — напуганная безобразиями господствовавшей церкви, отмахивается и руками и ногами от гностических символов, не пытаясь их и понять. Она губит этим колоссальные творческие силы русского сектантства, заставляя его жить представлениями, далёкими от современности. Если она захочет исправить эту ошибку и в то же время поймёт момент, она даст своеобразную историческую попытку развернуть боевую радугу новой культуры, от материалистического бакунизма до гностического «озера Светлояра». Но захочет ли она?».

С самого начала деятельность нижегородских интеллигентов, организовавшихся в группу мистиков-анархистов, приобретает явную политическую окраску и подпольную направленность. Уже на первом собрании (летом 1925 года) шли разговоры не только о «светлом» и «тёмном» мистицизме, но и — одобрительно — об «эсеровщине», о Савинкове, о Национальном центре, о политическом анархизме.


Тогда же поставлены конкретные практические задачи: наладить связи с московскими соратниками, приступить к вовлечению в свои ряды новых единомышленников, вести пропаганду анархо-мистических идей. Речь шла о легальных методах оппозиционной деятельности, однако не забыли и о конспирации: решено собираться не более чем всемером.

Позднее в своих следственных показаниях Михаил Владимиров писал: «По своему существу наша организация была контрреволюционной, антисоветской, хотя, по моему мнению, блок со всеми партиями, в том числе заграничными, отрицался. Я от кого-то слышал, что мы (организация анархистов-мистиков) должны быть союзниками анархистов других течений, хотя они как будто бы были настроены против мистического анархизма. Можно сказать, что мы были фракцией анархистов».

В качестве альтернативы «упадку культуры, интересов у людей на земле, в частности в СССР», московские идеологи анархо-мистицизма и их нижегородские последователи развивали идею мистического преображения человечества и связанной с этим рыцарской миссией членов «орденских отрядов». В 1925-1926 годах наиболее подготовленные мистики-анархисты обретают себя в новом качестве, получив посвящение в ««отряд рыцарей Ордена Духа» (другое название -«отряд ордена Рыцарей Духа»). Первым нижегородским «рыцарем» стал Кирилл Башкиров, а вслед за ним — часто при его прямом посвятительном участии — А.Серкина, Ю.Ковлейский, Н.Матюшин, С.Раева, Е.Постникова, Е. Дрейман и М.Владимиров. Основой «посвятительного» ритуала было рассказывание (чтение запрещалось) легенды мистического содержания.

«Посвящение, — вспоминала Анастасия Серкина, — начиналось словами: «Рыцари круга, замыкайтесь». Все вставали, затем садились опять. Содержание легенды хорошо не помню. Помню только, что там говорилось о лестнице, о вхождении на лестницу. По окончании легенды опять все вставали, рассказчик говорил: «Рыцари круга, замыкайтесь». Все садились и начинали говорить о чём угодно, только не о легенде, в этот вечер говорить о легенде не полагалось…».

Перголы из дерева купить

Перед посвящением полагалось незаметно пробраться в церковь и провести там ночь в приготовлениях.

Самые надёжные нижегородские «рыцари» после испытательного срока получили ещё одно повышение — они вошли в Орден тамплиеров, который представлял собой высший этаж парамасонской организационной лестницы, возведенной Аполлоном Карелиным и другими посвящёнными. В частности, в сентябре 1929 года Михаил Владимиров посвящён в рыцари Ордена тамплиеров московским профессором Н.И.Проферансовым, который входил в число высших руководителей этой структуры. Тамплиером стала также Софья Раева и Михаил Пальмов.

В разговоре с молодым нижегородцем Н.И.Проферансов охарактеризовал Орден тамплиеров (и Орден Духа как его составную часть) как мировую организацию, ведущую борьбу со всякой властью. Еще в 1915 году на Парижском съезде Ордена тамплиеров якобы было принято решение о распространении орденской деятельности на Россию, Индию и Китай. По словам профессора, в январе 1930 года должен был состояться тамплиерский съезд в Москве, на который вновь посвящённый Владимиров тоже был приглашен, но не сумел приехать по семейным обстоятельствам.

Осужденные "тамплиеры"

За «эзотерическим» чудачеством оформлялась реальная политическая и культурная оппозиция новой власти, которая вдохновлялась вполне земными причинами: потерей материального достатка (большинство нижегородских анархо-мистиков происходили из зажиточных в дореволюционном прошлом семей), неприятием «материалистического» засилья в духовной жизни, насильственным высокомерием власти по отношению к интеллигенции и крестьянству.

Однажды в разговоре с М.Пальмовым Владимиров очень выпукло обрисовал политические задачи своего кружка: «Каждый анархист должен войти в какую-либо часть общества с целью изучить настроение массы, чтобы затем вести работу для окончательной победы духа. В России, стране аграрной, приходится пользоваться современной колхозной кампанией и через противодействие ей при помощи агрономов (напомним, что сам Владимиров и некоторые его соратники закончили агрономический факультет Нижегородского университета), а также сектантов, являющихся проводниками духа, вести контркампанию хотя бы о преимуществах индивидуального хозяйства. Необходимо бить правительство экономикой, возможно, на продовольственном кризисе, т.к. интеллигенцию и крестьянство может расшевелить только экономика и религия».

АнархияГлавной целью является «установление абсолютной свободы духа», но для выполнения этой задачи, поскольку в России «привыкли к тирании, как царской, так и советской», необходимо создание, хотя бы временно, «крепкого правительства» из руководителей анархо-мистического движения и тамплиерских структур.

Владимиров и его единомышленники не ограничились разговорами. По его признанию, в конспиративной деятельности развивались следующие «линии»:

— «литературная»: участие в собраниях как официальных, так и неформальных литературных кружков (в частности, в Краеведческом обществе, в кружке при профсоюзе торговых служащих, а также в кружке выпускника Высших литературных курсов Виктора Мичурина), «чтение своих стихотворений и литературные споры, в которые вплетались мистические рассуждения»;

— «агрономическо-интеллигентская»: пропаганда оппозиционных идей в среде сельских специалистов, с тем чтобы «обработанные» в нужном духе агрономы продолжили распространение анархо-мистической идеологии непосредственно в крестьянской среде. Здесь же следует упомянуть попытку создания легального «кружка богоискателей», который должен был готовить пропагандистские кадры — так называемых «странников» — для нового хождения в народ;

— «сектанство»: стремление найти опору в религиозно-еретической среде, а именно в общинах адвентистов и евангелистов, поскольку первые как будто имели много родственного с мистиками, а вторые казались близкими к толстовству.

В сферу идеологической «обработки» анархо-мистической группы попало в общей сложности несколько десятков человек, хотя далеко не все из них оказались восприимчивыми к причудливой смеси оппозиционно-политических и оккультных идей. Особенно стойкими оказались «догматики»-сектанты: они даже попытались осуществить контрпропаганду и вовлечь в свою веру анархиствующих городских интеллигентов.

В уголовном деле упоминается немного фактов борьбы с советской властью (не считая разговоров и утопических планов): в 1928 году, по словам С.Раевой, она «положила или расклеила» листовки в защиту религии в клубе торговых служащих, а в 1929 году в ночь на Пасху наклеила листовку на Варварской церкви (в следственном деле сохранилась копия прокламации, призывавшей сограждан сплотиться вокруг церкви, «униженной, но всемогущей уничтожить второе крепостное право ВКП(б)»).

Аресты «рыцарей» Ордена Духа прошли значительно позже -в июне-сентябре 1930 года. Позднее для выяснения связей нижегородцев с московскими «кураторами» подследственных перевели в столицу, в Бутырскую тюрьму. 30 октября того же года подписано заключение, в соответствии с которым членам нижегородской анархо-мистической группы инкриминировались статьи 58/10 и 58/11 УК.

Времена стояли ещё относительно вегетарианские, и они получили относительно небольшие сроки. По приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ Михаил Владимиров получил 5 лет заключения в лагере на Соловках. Раева, Постникова и Дрейман были осуждены на 3 года лагерей. Остальные на 3 года сосланы: Римский-Корсаков, Мичурин, Ковлейский и Пальмов — в Казахстан, Серкина — в Западную Сибирь, Матюшин — на Урал.

Такой же диапазон — от 5 лет тюрьмы до 3 лет ссылки — был определён и для членов «родственного» кружка в Москве, носившего название Орден Света, аресты в котором начались примерно в то же время.

Осуждённые к тюрьме отсидели от трети до половины сроков. Но настоящий вал репрессий настиг их в 1936-38 годах — все они получили от 10 лет лагерей до расстрела.

Источник: http://ttolk.ru