Буньип

Буньип (англ. bunyip) — огромное мифическое животное из мифологии австралийских аборигенов, якобы обитающее в болотах, биллабонгах, ручьях, руслах рек и и различных водоёмах, даже небольших. Существует множество описаний этого существа, подчас весьма различающихся, но, как правило, в рассказах аборигенов всегда фигурируют хвост вроде конского, ласты и клыки, подобные моржовым. По ночам якобы можно услышать их ужасающие крики, когда они едят животных или людей, которые неосторожно подошли слишком близко к их укрытиям. Их любимой едой, по представлениям аборигенов, являются женщины.

Происхождение слова bunyip связывают с языком вемба-вемба (вергайа) — одним из языков аборигенов юго-восточной Австралии. Однако буньип, судя по всему, является частью традиционных верований аборигенов и рассказов по всей Австралии, хотя его имя варьируется в зависимости от конкретных племён. В своей книге 2001 года писатель Роберт Холден указывает по меньшей мере девять региональных вариаций (в плане внешнего вида) существа, известного как буньип среди аборигенов Австралии. Различные письменные источники информации о буньипах были созданы европейцами в начале и середине XIX века, когда во время колонизации Австралии их поселения распространились по всей стране.


В начальный период колонизации Австралии считалось, что буньип — реальное, но пока ещё не описанное животное: его описание было не более удивительным, чем описания других живущих в Австралии животных, таких как утконос. В настоящее время буньип считается реальным животным только в среде криптозоологов: официальная зоология считает сообщения о нём вымыслом, хотя некоторые исследователи предполагают, что истории аборигенов об этом существе могут иметь реальную основу и описывают вымершего около 50 000 лет назад гигантского представителя сумчатых дипротодона, которого дальние предки современных коренных жителей континента формально могли видеть живым.Содержание

Слово bunyip обычно переводится с языков австралийских аборигенов сегодня как «дьявол» или «злой дух». Тем не менее, этот перевод некорректен и не может точно передавать роль буньипа в мифологии аборигенов или возможное происхождение его образа до того момента, как были созданы первые письменные отчёты о встречах с ним. Некоторые современные источники указывают на языковые связи между словами bunyip и Bunjil — мифический «Великий человек», «который создал горы и реки, человека и всех животных». Слово bunyip, возможно, не появлялось вообще (и совершенно точно не появлялось массово) в печати на английском языке до середине 1840-х годов, хотя есть информация, что впервые в печати оно появилось в газете Сиднея в 1812 году.

Буньип

Криптозоолог Бернард Эйвельманс также считал, что, возможно, это слово может быть происходить от bunyil (или pundjel), что среди аборигенов, населяющих современный штат Виктории, является обозначением бога.

У буньипа существует и множество других названий, используемых в различных регионах Австралии: banib, bunnyar (Западная Австралия), bunyup, зверь из Берли, dongus (Новый Южный Уэльс), gu-ru-ngaty (Туравал, Новый Южный Уэльс), kajanprati, katenpai, kianpraty (Виктория), kine praty, kinepràtia, kuddimudra, mirree-ulla’ (Вирадури, Новый Южный Уэльс), mochel, moolgewanke, munni munni (Квинсленд), toor-roo-don, tumbata (Виктория), tunatpan, waa-wee, wangul (Западная Австралия), wouwai (в районе озера Макуари, Новый Южный Уэльс).

В 1850-х годах слово bunyip также стало «синонимом самозванца, претендента, обманщика и т. п.» во всех слоях австралийского общества. Термин «буньипская аристократия» был впервые придуман в 1853 году для описания австралийцев-снобов, стремившихся стать аристократами. В начале 1990-х годов это слово было использовано премьер-министром страны Полом Китингом, чтобы охарактеризовать членов оппозиционной консервативной Либеральной партии Австралии. Среди современных австралийцев слово используется для выражения понятия «страшное», существа или явления, рассматриваемого как нечто ужасное, запутанное и опасное. Тем не менее, оно часто используется для обозначения чего-то фантастического или смешного.

Слово bunyip всё ещё используется в ряде австралийских контекстов, в том числе в географических названиях, таких как река Буньип (впадающая в залив Вестерпорт на юге штата Виктория) и город Буньип также в Виктории. Кроме того, иногда это слово используется для обозначения кролика из-за фонетического сходства со словом «кролик» («bunny») в английском языке.

Описания буньипов сильно отличаются друг от друга. Свидетельства очевидцев, якобы видевших буньипа, можно разделить на две группы: создание, напоминающее собаку или тюленя, и животное с длинной шеей и маленькой головой. Первое чаще всего описывается как создание длиной 1,2-1,8 метра, волосатое, покрытое длинной тёмно-коричневой или чёрной шерстью. В соответствии с описаниями такого рода буньип имеет круглую голову, напоминающую голову бульдога, с выдающимися клыками и хорошо видными ушами. В большинстве подобных описаний говорится об отсутствии у него хвоста, плавников и длинных усов. Второй тип описаний буньипов говорит о длинношеих существах размером от 1,5 до 40 метров в длину. Существо якобы имеет чёрный или коричневый мех, большие уши и маленькие клыки. Голова напоминает лошадиную или подобную страусу эму. Шея тонкая (иногда с гривой), около одного метра в длину, с многочисленными складками на коже. Есть хвост, подобный лошадиному.

Буньип

Образ жизни буньипа описывается туземцами как ночной. Обитает он в реках, озёрах и других водоёмах. Буньип, по мнению аборигенов, плавает очень быстро с помощью плавников или лап. Якобы часто можно услышать, как он издаёт звуки очень громкого и угрожающего рёва. Буньипы якобы питаются раками, хотя многие легенды говорят о том, что они кровожадные, а также нападают на людей, особенно «ценя» женщин и детей. Яйца они якобы откладывают в гнёздах, построенных утконосами.

Джордж Френч Ангус говорил об описании буньипа в своём рассказе о «водяном духе», услышанном от народа мороунди реки Муррей до 1847 года, заявив, что это «они очень боятся его… Он обитает в Муррее, но… трудно его описать. Наиболее обычной формой… как говорят, является что-то вроде огромной морской звезды». Роберт Бро Смит в своей книге «Аборигены Виктории» 1878 года посвятил буньипу десять страниц, но заключил, что «на самом деле мало что известно среди чёрных о его форме, окраске или привычках; они, кажется, были в таком страхе, что не смогли запомнить его характеристики». Тем не менее, общими чертами во многих газетных репортажа XIX века являются собачья морда, тёмный мех, подобный конскому хвост, ласты (или плавники), моржеподобные клыки или рога, уткоподобный клюв.

Источник:
http://cripto.org.ua