Не верьте ничему, что, как вам кажется, вы знаете о своей планете: где-нибудь когда-нибудь наверняка существовала гипотеза, которая противоречит вашим знаниям. Это касается даже самых основ. Всего один пример: в 1947 году немецкий астроном-любитель Валентин Герц смог доказать, к своему удовлетворению, что Земля вращается не с запада на восток, как считается из-за постоянства Солнца появляться на востоке, а с востока на запад. Увы, история не сохранила причин, по которым это должно быть так, равно как и записей Герца об этой гипотезе.

В 1809-1812 годах Уильям Гэилс (1778-1821) опубликовал книгу «A New Analysis of Chronology» (Новый анализ хронологии), в которой перечислил более 120 попыток установить возраст Земли на основе исследований текста Библии, предпринимавшихся в течение предыдущих двухсот лет. Предполагаемые даты сотворения Земли лежали в диапазоне между 6984 и 3616 гг. до н.э. Эти оценки в большинстве своем выводились путем подсчетов библейских поколений — в итоге получалось, что их около 130. Чтобы выяснить среднюю продолжительность жизни поколения и, таким образом, возраст Земли (которая, как мы помним, всего лишь несколькими днями старше человечества), нужно было обратиться к таким не совместимым друг с другом категориям, как математика и божественное озарение.Почему мыслители даже после эпохи Возрождения могли верить в то, что Земля настолько молода? В основном потому, что они жили в обществе, которое принимало истинность Библии как аксиому. Но в этом было нечто большее, чем просто преклонение перед Богом: в этом проявлялось и преклонение перед человеком, высшим из творений Бога. Конечно, Богу не нужно было много времени, чтобы сотворить жилище для своего шедевра — некоторые даже всерьез задавались вопросом, почему ему потребовалось целых шесть дней, чтобы обустроить для нас Вселенную.

Это мнение о молодости Земли резко контрастировало с мнением классических мыслителей, многие из которых верили, что Земля существовала всегда и будет существовать вечно. На самом деле в некотором смысле древние греки знали куда больше о Земле, чем их средневековые оппоненты. Например Аристотель рассчитал, что окружность Земли равна примерно 75200 км (сейчас известно, что она составляет около 40000 км); в III веке до н.э. Эратосфен (ок. 276-194 гг. до н.э.) провел свой знаменитый эксперимент и получил значение приблизительно 46500 км; в I веке до н.э. Посейдон (ок. 135-51 гг. до н.э.) получил значение, близкое к 44000 км. Хотя эти расчеты и не были точными, важно то, что они были сделаны и не были нереальными: как ни удивительно, древние не только вычислили, что Земля имеет форму сферы, но и сделали близкие к действительности измерения ее окружности, в то время как целых 1500 лет спустя на Западе считалось, что Земля плоская.

Наиболее известной была библейская хронология, составленная архиепископом Джеймсом Ашшером (1581-1656), который занимал свою должность в 1650-1654 годах; она все еще упоминается в некоторых современных изданиях Библии. Согласно Ашшеру, Земля была создана в 4004 г. до н.э. Все возражения против молодости Земли опровергались одним важным доводом: человечество все еще осваивает новые территории. Конечно, если бы Земля была старше 6000 лет, все ее уголки были бы уже заселены! Более того, такие изобретения, как книгопечатание, были сделаны сравнительно недавно. Почему же их не изобрели раньше, если Земля действительно стара?

В XVII веке наряду с идеей о молодой Земле бытовал пессимистический взгляд на события, которые произошли с момента сотворения мира. Общее мнение заключалось в том, что мир сначала был совершенным (Бог не стал бы создавать его иным), но с тех пор катится по наклонной, и так будет продолжаться до Второго пришествия. Упадок современного человечества по сравнению с древними людьми считался очевидным; в конце концов, утверждалось в результате одной цепи рассуждений, древним не приходилось носить очки!

Эта мрачная теория господствовала в то самое время, когда ученые, изучавшие Землю, обдумывали, как бы раскрыть тайны всего сущего; и вот перед нами странное сочетание двух воззрений — прошлого, старого, теологического, обремененного чувством вины, и нового, позитивного, втайне агностического, интеллектуального. В книге «The Earth in Decay» (Земля в упадке) (1968) Гордон Дэвис описывает, как в 1630-х годах внимание епископа Глочестерского привлекли «воды разлившейся реки, несущие обломки», — это было «неоспоримым доказательством действительного упадка Природы и гниения самих континентов». Епископ был достаточно образован, чтобы распознать процесс эрозии, но это лишь убедило его в том, что мир находится в стадии деградации.

Вера в молодость Земли была живучей. Даже в конце XVIII века граф де Бюффон (1707-1788) подвергся официальному порицанию за предположение, что Земле, возможно, целых 74832 года. В своих рукописях он дерзко предположил, что ей может быть целых три миллиона лет, но мудро оставил свои еретические рассуждения при себе. Некоторую тревогу вызывает то, что даже в XXI веке многие все еще разделяют мнение о молодости Земли. Таких людей, упорных в своей вере в Божественное творение, много среди христианского фундаменталистского движения.