Соломония СабуроваИнтересной исторической загадкой, на которую очень мало внимания обращают историки, является вопрос — а принадлежал ли Иван Грозный к Рюриковичам? Был ли он вообще царским сыном? А если и был, то не являлся ли он младшим братом, которому наследовать трон все равно не полагалось?

Эта загадка упирается в личность его отца, первого и последнего «наполовину Палеолога» по крови, Василия Ивановича, и в личность дочери новгородского «сына боярского» Юрия Сабура, Соломонии.

В возрасте двадцати семи лет Василий Третий (так же пришедший на престол не совсем законно, но об этом расскажем в другой раз), убив внука Ивана Третьего, решил-таки «продолжить род». И начал искать жену «в Европах». Но как и его мать, Софья, не заинтересовала никого из европейский государей, кроме Ивана Третьего, так и Василий не являлся фигурой для династических браков. Да и русский двор, после прибытия к нему «итальянских Палеологов», получил грустную славу «двора отравителей». В итоге, новому царю пришлось выбирать невесту из подданных. По одним сведениям из 500, по утверждению «Википедии» — из 1500 дев «благородного рода» Василий выбрал самую незнатную — пятнадцатилетнюю Соломонию Сабурову. И сразу же запретил своим собственным младшим братьям жениться — чтобы именно его сын оказался старшим из племянников.


Судьба часто ополчается на хитрецов. В течение двадцати лет брака наследника у «великого цезаря Московского» так и не появилось. Возникает вопрос, мог ли вообще Василий (именно Василий, не Соломония) зачать ребенка? Потому до сорока шести лет у Василия не было не только законного наследника, летописи и хроники молчат и о любых бастардах. Правда, в защиту Василия можно было б сказать, что Россия в четырнадцатом-шестнадцатом веках была не в пример нравственней Европы.

С другой стороны, Василий Третий кичился византийско-итальянской кровью Палеологов, а тех полувеком раньше «за блуд» выставляли даже и из «терпимого» Рима. Итак, в 1525 году начинается почти детективная история. При русском дворе вместе с отцом Василием Львовичем и просвещенным в медицине дядей, князем Михаилом, появляется семнадцатилетняя Елена Глинская. Её семейство настолько «просвещенное», что не имеет ничего против пылких ухаживаний сперва горячих литвинов, а, в Москве, — и русских бояр и князей. Но все это — до того, как на Елену обращает внимание Великий князь. Впрочем, и после брака Елена не дает отставки Телепневу-Оболенскому…

Соломония Сабурова
Соломония Сабурова (София Суздальская)

Но, чтобы заключить второй брак, повелителю Московской Руси сначала надо было развестись. Дело неслыханное. Против выступает вся Церковь, от митрополита Варлаама, до литвина по происхождению Юрия Патрикеева и византийца Максима Грека. Ослепленный любовью сорокасемилетний Великий Князь насильно постригает «подругу жизни» в Рождественский монастырь на Москве.

Увы, со времен Донского, когда «коломенский поп Митяй», при поддержке князя выступал против Сергия Радонежского и Дионисия суздальского, в нашей церкви «церковные работники среднего звена» часто видят один-единственный путь в высшие иерархи: подсидеть при поддержке светских властей Высшую Власть Церкви. Таким образом, первый в истории Руси развод стал, одновременно, и первым случаем лишения сана и ссылки Русского митрополита. Пострадали и Максим Грек и Юрий Патрикеев.

Василий III
Василий III

А что же Соломония? Она противится заточению в монастыре, говорит не только о любви к великому князю, не только, что это против «законов божеских», но и.. утверждает, что беременна!

Позже в народе и, благодаря Герберштейну, при иностранных дворах, возникает устойчивый слух о том, что она родила «царевича Георгия». Позже, в былинах русских, этот «Георгий» стал благородным разбойником Кудеяром. Если не считать последней легенды, то… — если Василий Третий до 47-ми лет так и не мог зачать ни единого ребенка, то утверждение Соломонии, скорее всего — миф. Но уже в 1934 году, при реставрации суздальского монастыря (куда Соломония после скандального утверждения, была переведена из Москвы), находят в тайнике предметы детской одежды.

Итак, если Василий третий был все же состоятелен, как мужчина, то у будущего Ивана Грозного был старший брат, а следовательно, Ивану Васильевичу нужно было «менять профессию», переквалифицироваться из «Великих Князей» — в «удельные». Если нет, то утверждение Соломонии о беременности — миф, но тогда уже после Василия Третьего на российском престоле сидели (в течении поколения) не «Рюриковичи», а «Оболенские».

Иван IV Грозный
Иван IV Грозный

А Соломония Юрьевна все же пережила в Суздальском монастыре Елену Львовну Глинскую. Молодую рыжеволосую красавицу отравили ртутью (как показывает исследование останков) в 1538 году. А память о Соломонии, и в церкви , и в народе осталась светлой надолго: в 1916 Соломонию канонизировали.