Роберт Гроссетест

Группа ученых-физиков из Великобритании, США и Италии обнаружила, что средневековый теолог и философ-схоласт 13 века написал работу, содержащую, как бы это ни казалось странным, зерна основных идей современной космологии, в том числе, теории мультивселенной.

Когда Том МакЛиш (Tom C. B. McLeish) и его коллеги из университета Дарем (Durham) перевели с латыни на язык современных понятий трактат «De Luce» («Свет»), написанный Робертом Гроссетестом около 1225 года, то есть в самой середине «темных веков», они с удивлением обнаружили в этом тексте среди прочего его метод предсказания идеи «Большого Взрыва» и возникновения мультивселенных.

Изучая произведение Аристотеля «О Небе», объяснявшего движение небесных тел вращением девяти концентрических небесных сфер вокруг Земли, находящейся в центре, Гроссетест в своей работе предположил, что Вселенная возникла из крошечной центральной точки в результате мощной вспышки «Божественного» света, который, расширяясь в бесконечности, создал гигантскую сферу-вселенную.

Большой взрыв

Также философ предположил, что свет и материя, до этого момента существовавшие независимо, были объединены во время первоначального импульса (такое объединение — понятие, относящееся к современному пониманию единства вещества и энергии) и в процессе мгновенного расширения достигли определенной минимальной плотности — «идеального состояния», которое и остановило дальнейшее расширение. Все это очень напоминает современную теорию «инфляции» на начальном этапе сразу после «Большого Взрыва».

Физики составили на компьютере математическую модель дифференциальных уравнений на основе описания Вселенной Роберта Гроссетеста и обнаружили, что первоначальный импульс, изнутри породивший большую небесную сферу, создает последовательные концентрические сферы извне вовнутрь. Средневековый философ, сам того не осознавая, схоластически предсказал, что есть огромное число мультивселенных, и все возможно внутри каждой из них. Изменения критических параметров в модели Гроссетеста, исходя из того, что свет (энергия) и материя едины, дают различное число небесных сфер внутри каждой Вселенной.

Как прокомментировал выдающийся космолог Ави Лоеб из Смитсоновского института: «Когда следующие поколения космологов будут иметь более полное представление об «инфляции» Вселенной, они будут смотреть на наше текущее мировоззрение точно так же, как мы смотрим на мировоззрение Роберта Гроссетеста. Мы добились хорошего прогресса с 13 века, но у нас еще длинный путь впереди».