Европейское Средневековье характеризовалось регрессом науки, положительные знания уступили место религиозным догмам и суевериям, даже обрывки классических мифов сохранились в искаженном виде. Поэтому многие античные образы претерпели трансформацию, сопровождавшуюся значительной зооморфизацией, что можно видеть на примере гарпий при сравнении.

Средневековая гарпия
Античная гарпия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обладая более мрачным, чем у древних греков, менталитетом, средневековые обыватели превратили гармоничных и по большей части благообразных классических химер в нескладных уродов и создали еще большее количество новых причудливых монстров, украшающих страницы старинных фолиантов и даже собор Парижской Богоматери (чего стоит сама идея украсить Божий храм изображениями бесов). Должно быть, церковные каноны так сковывали фантазию художников, изображавших святых, что они отыгрывались на бесах. Или же эти чудовища были призваны выполнять устрашающую роль, напоминая людям, что покидая Храм (в переносном смысле), они легко могут стать добычей дьявола. Если древние греки и ассирийцы у своих крылатых богов и духов тщательно вырисовывали перья, свидетельствующие о том, что это крылья птиц, то средневековые люди привлекли в качестве «донора» летучую мышь, которая считалась врагом света. Это животное, символизировало страх и суеверие; часто ассоциировалось со смертью, ночью, а в иудейской и христианской традициях — с идолопоклонством и сатанизмом. Некоторые из этих монстров представлены на рисунках ниже. Перед нами морской черт, у которого голова какого-то зверя (собаки?), козлиные рожки, грудь и руки человека (хотя кисти какие-то уродливые), еще одна пара конечностей (коротких и с перепонками между пальцами, которые с равным успехом могут принадлежать человеку или зверю, если допустить, что они видоизменились в связи с водным образом жизни) и, наконец, рыбий хвост.

Морской черт

Папа-осел (странное название), у которого голова осла, грудь и живот женщины, на спине ниже пояса голова бородатого мужчины, одна нога кончается раздвоенным копытом, а другая — птичьей лапой, на конце хвоста голова петуха, а все тело покрыто какой-то чешуей или перьями.

Папа-осел

Равенская сирена, у которой крылья отнюдь не птичьи, и рыба-дракон, у которого нет ни одного драконьего (рептильного) признака.

Равенская сирена
Рыба-дракон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересно, как возникали эти картинки — изготовлялись ли они по описаниям вдохновенных проповедников, являлись ли такие чудища в суеверном воображении самих художников или последние «изобретали» их вполне сознательно, чтобы удивить своих современников? Однако эти нелепые страшилища мирно сосуществовали с прекрасными творениями художников эпохи Возрождения.