Розенкрейцеры

Тайные общества всегда привлекали внимание как простых обывателей, так и ученых мужей. Самым интересным фактом, несомненно, является поразительная неуловимость адептов запретных учений и культов. Они вроде бы и есть, они у всех на слуху, но в тоже время о них практически ничего неизвестно, тайные братства — лишь миф, городской фольклор.

Одним из наиболее известных тайных обществ, были Розенкрейцеры, а пик интереса к ним пришелся на XVII век.

Главными трактатами о розенкрейцерах считаются два небольших манускрипта, датированные 1610 и 1614 годами. Назывались они Fama Fraternitatis и Confessio Fraternitatis, изданы были в Германии, а их автор остался неизвестен. Однако несмотря на весь туман, окутывающий эти труды, «Предание о братстве» и «Признание братства» (именно так переводятся с латыни названия манускриптов) оказались настоящей находкой для искателей в области эзотерики и гностицизма.

Так о чем поведали своим современникам эти таинственные трактаты?

Брат П.А.Л. и Годы Скитаний

В манускриптах описывается жизнь некого человека по имени Христиан Розенкрейц (в переводе — Розовый крест). Он родился в Германии в конце XIV века в благородной, но бедной семье. Поэтому с ранних лет Христиан был отдан на воспитание и обучение человеку, которого звали Брат П.А.Л. Он был весьма набожен, поэтому хотел посетить Святую землю.


В паломничество брат П.А.Л. взял с собой и юного Розенкрейца, однако едва достигнув Кипра, наставник Христиана умер, и юноше пришлось продолжить путешествие в одиночку. Розенкрейц достиг Дамаска, когда ему уже исполнилось шестнадцать лет. Там он начал изучение арабского языка и занялся переводом на латынь загадочной книги, которая называлась просто «Книга М». Однако на этом он не остановился и продолжил странствие в Египет, Фес и Марокко.

В стране пирамид и государствах Магриба Розенкрейца посвятили в тайны магии, алхимии и каббалы. Результатом посвящений Христиан остался недоволен, посчитав обряды фесцев и каббалу весьма грязными религиями. Однако это не помешало ему применить полученные знания для создания своей гармоничной веры.

Пробыв в Северной Африке два года, юноша решил, что пора «удивить» европейцев гармонией новой веры. Он отправился на Пиренейский полуостров, в Испанию, в надежде, что достойнейшие и образованнейшие люди Старого Света по достоинству оценят его знания. Однако этому не дано было случится. Розенкрейц подвергся только насмешкам и издевательствам. Сам же он посчитал, что люди просто не были готовы к чему-то новому и великому.

Розенкрейцеры

Дом Святого Духа

Вернувшись ни с чем в родную Германию, Христиан все-таки сумел организовать вокруг себя небольшую группу адептов, поверивших в его идеи. Все они были холостыми мужчинами, принесшими клятву в том, что никогда не знали женщины.

Их клятвы выглядели так:

  1. Никто из участников не должен был заниматься ни чем другим, кроме как лечением больных. Врачевание же должно было оказываться бесплатно.
  2. Никто не должен быть принуждаем к ношению определенного типа одежды, необходимо было лишь следовать обычаям страны пребывания.
  3. Каждый год в день Х братья должны были встречаться в доме Святого Духа (S. Spiritus). В случае своего отсутствия надлежало отправить письмо с изложениями причин неявки.
  4. Каждый член братства должен был найти себе достойного преемника, который смог бы заменить его после смерти.
  5. Слово брата Х.Р. должно быть печатью братства, а также его отличительным знаком.
  6. Братство должно быть тайным в течение 100 лет.

Дав свои клятвы, братья разошлись по разным уголкам света для осуществления своей основной миссии — врачевательства.

Розенкрейцеры

Сам Христиан Розенкрейц, как свидетельствует трактат Confessio, скончался в 1484 году в возрасте 106 лет. Причем его останки были замурованы в одной из стен Дома Святого Духа. Их случайно обнаружили, при проведении ремонта здания. Братья свидетельствовали, что тело Х.Р. было прекрасно, благородно и не подверглось гниению.

Обретение останков Розенкрейца, видимо, и послужило мотивом написания Fama Fraternitatis и Confessio Fraternitatis. Также в них обозначены главные идеологические и религиозные догматы розенкрейцерства. Братство осуждало «восточных и западных хулителей» Христа и преклонялось только перед главой священной Римской империи, в состав которой, по мнению розенкрейцеров, входили также Германия с Австрией.

Розенкрейцеры

Учитывая время написания трактатов (начало XV века) под «главой Римской империи» можно понимать императора Рудольфа II, монарха, исповедовавшего удивительную религиозную толерантность. Его двор был всегда открыт для оккультистов, алхимиков и каббалистов. Поэтому неудивительно, что розенкрейцеры при его правлении чувствовали себя в безопасности.

Однако после смерти Рудольфа в 1612 году и семилетнего правления его брата Матиаса, во главе Римской империи встал Фердинанд II, ярый католик и консерватор. А розенкрейцерство было по сути своей вариантом протестантизма, с которым новый император не преминул начать бороться.

Также вспыхнула Тридцатилетняя война — в Европе стало неспокойно. Многие из братьев стали перебираться на восток, организовывая новые группы — Орден Азиатских Братьев, Братья Света, Рыцари Святого Иоанна Евангелиста.