Карл Густав Юнг

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг до сих пор является одним из влиятельнейших специалистов в современной психологии. Однако его творческое наследие настолько разнообразно, что не может рассматриваться в рамках какой-то одной доктрины.

Он получил академическое образование по специальности «Психиатрия», и уже в начале карьеры подавал большие надежды. Например, Зигмунд Фрейд открыто заявлял о Юнге, как о своём приемнике в области психоанализа. Однако, через некоторое время их пути разошлись, и в 1912 году Юнг и Фрейд перестали контактировать друг с другом. Что послужило причиной их разлада? Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, диаметрально-противоположенные взгляды на некоторые аспекты бытия.

Так каким же было мировоззрение Карла Густава Юнга. С одной стороны его работы и высказывания воспевали торжество науки, а истина приходила только вследствие обширной клинической практики. Однако практика Юнга не всегда была традиционна. Он часто прибегал к визионерству и переосмысливал гностическое наследство минувших веков.

«Septem Sermones ad Mortuos»

Будучи швейцарцем, Карла Густава практически не коснулась Первая Мировая Война. Но это не значило ничего. Его постоянно преследовал некий кризис личности, заставлявший по-новому смотреть на окружающий мир. Внутри самого Юнга постоянно шла борьба, которая завершилась (или перетекла в новую фазу) лишь в 1916 году.


Тогда произошел своего рода катарсис. Юнг услышал дверной звонок, но, открыв дверь, он никого не увидел. Однако он чувствовал, чувствовал призраков. Когда же он обратился к ним, пытаясь выяснить, откуда они, был получен ответ: «Мы возвратились из Иерусалима, где не нашли того, что искали».

Эти слова стали основной идеей удивительного труда Юнга под названием «Семь наставлений мёртвым» («Septem Sermones ad Mortuos»). Автором «наставлений» значился Василид из Александрии — великий учитель гностицизма, деятельность которого относится ко второму веку нашей эры.

Не найдя в Иерусалиме, центре трех мировых религий, ответов на многие вопросы и успокоения, мертвые отправляются к Василиду в поисках истины.

Грёзы и Архетипы

Юнг воспринимал все эти вещи абсолютно серьезно. Такая история больше походила на фантазию, мистерию или сон. И он считал, что именно в грезах проявляется структура нашего подсознания, которую он называл архетипами.

Он много времени уделял изучению сновидений своих пациентов, они напоминали ему мифы античности или скандинавские саги. Из этого он сделал заключение, что ничего сверхъестественного нет, а есть лишь определенная работа психосферы у человека, рождающая определенные образы.

Подобными утверждениями Юнг, конечно, навлек на себя гнев теологов и служителей церкви. Однако ему уже поздно было становиться еретиком и идти на костер — времена изменились. Когда же у Юнга спросили верит ли он в бога. Он ответил:

«Мне не надо верить. Я знаю».