В мифологии многих народов важную роль играет некое дерево — древо познания, древо жизни, древо смерти, плодородия, шаманское древо и т. д. В структуре Мирового Древа нередко бывают зашифрованы представления об организации космоса, о его делении на Верхний, Средний и Нижний миры. Нижний мир представлен его корнями, среди которых живут ящеры и животные, роющиеся в земле; в Среднем мире — люди и большинство наземных зверей, а в Верхнем мире гнездятся птицы. Иногда Древо Мира изображают повернутым корнями кверху, как бы подвешенным к небу. Таково оно у орочей и индусов. Возможно, это означает, что оно питается не соками земли, а небесной влагой или солнечным светом. Мировое Древо является своего рода осью мироздания и в то же время имеет что-то общее с позвоночником человека. В скандинавской мифологии Древо Мира — это ясень Иггдрасиль, в славянской — дуб, в тюркской — дерево жизни Байтерек, в коране упоминается Лотос Крайнего Предела. Список можно продолжать до бесконечности.

На одной из печатей, относящейся к протоиндийской цивилизации, от нижней части Мирового Древа. отходят две симметрично расположенные шеи с бычьими головами… Таким образом, Древо Мира мыслилось как первоначало животного и растительного миров. Встречаются также изображения деревьев, между ветвями которых видны фигуры или только руки людей, протягивающих его плоды. Должно быть, это не мифологические персонажи, а символы кормилицы природы.