Теория колец
В 1886 году ученый Исаак Вейл (1840-1912), квакер, выдвинул теорию, которая аккуратно увязала друг с другом потоп, кольца Сатурна и тот факт, что состоящие из газа гигантские планеты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун имеют видимую «поверхность», больше всего похожую на невероятно толстое «покрывало» из облаков.
Вейл заявил, что у Земли тоже было кольцо или кольца, похожие на кольца Сатурна, — в действительности все планеты хотя бы раз проходят через стадию колец. Он указал, что кольца Земли должны были естественным образом потерять инерцию и двигаться по направлению к поверхности планеты; при ударе об атмосферу они распались и превратились в громадные по объему водные пары, нижний уровень которых находился всего лиц в каких-нибудь 150 километрах над уровнем моря. Над полюсами Земли это «покрывало» утратило стабильность. Вейл считал, что нестабильность была вызвана меньшей центробежной силой на полюсах, но в дальнейшем сторонники этой идеи предположили, что нестабильность возникла скорее из-за взаимодействия «покрывала» и поясов Ван Аллена. Наконец это «покрывало» в свою очередь также распалось сначала над полюсами, а затем и над всей планетой, в результате чего и произошел потоп.
Последователи Вейла утверждают, что недавние исследования космоса предоставляют яркие доказательства его правоты. Например, сейчас известно, что кольца кроме Сатурна есть и у других, состоящих из газа гигантских планет. Например, на поверхности Марса имеются высохшие водные каналы — явное доказательство того, что когда-то планета прошла через кольцевую стадию, а над Венерой — толстый слой облаков. Венера не является газовым гигантом, у нее состоящая из сплошных облаков атмосфера: возможно, ее кольца разрушились не так давно.
Но имеются и возражения. Во-первых, рискованно утверждать, что поверхность газовых гигантов закрыта облаками: у газовых гигантов на самом деле нет поверхности. Во-вторых, видимые нами атмосферные слои состоят не из водяного газа, а из водорода, метана и аммиака. И опять же, хотя в плотных облаках Венеры есть некоторое количество воды, ее не очень много, и наличие серной, соляной и плавиковой кислот трудно объяснив с помощью теории колец.
Плотные облака в атмосфере Венеры вызвали резкое увеличение парникового эффекта на планете. На поверхности Венеры температура равна примерно 500 °С. Если бы на Земле когда-либо было такое покрывало из облаков, то и она пострадала бы от парникового эффекта. Хотя Земля более удалена от Солнца, чем Венера, и температура не достигла бы той же отметки в 500 градусов, было бы достаточно горячо, чтобы сгорели все формы жизни на поверхности планеты и испарились все океаны.
Интересный современный вариант теории представил Карл Баух из Музея свидетельств сотворения в Глен Роуз, штат Техас. Его интересует главным образом окружающая среда на Земле до потопа. Будучи креационистом, он согласен, что в прошлом на Земле жили гигантские животные и что должен быть способ объяснить их очень недолгое существование на недавно созданной Земле. В основе своих доводов он приводит тот факт, что в допотопные времена Земля была окружена покрывалом, состоящим из тонких ледяных слоев, а слои перемежались водородом, находящимся под давлением; это давление было достаточно высоким, чтобы водород принял форму металла. Покрывало удерживалось на высоте магнитным отталкиванием, возникающим между металлическим водородом и корой Земли. Следовательно, делает вывод Баух, в те дни магнитное поле Земли должно было быть значительно сильнее, а также, поскольку покрывало действовало бы как магнитный щит, гораздо меньше подвергалось воздействию внешних сил. Можно предположить, что более сильное и стабильное магнитное поле, воздействуя на электрохимические функции живых клеток, благотворно влияло бы на допотопные формы жизни на планете: они могли вырасти намного больше и жить гораздо дольше — отсюда и исключительное долголетие некоторых патриархов, упоминаемых в Ветхом Завете, и отсюда же размер некоторых динозавров, с которыми патриархи предположительно сосуществовали. Покрывало как парник уравновешивало и гармонизировало климат во всем мире, что вновь могло сыграть в пользу крупных долгоживущих созданий и буйной растительности. То, что атмосферное давление было вдвое выше, чем сейчас, являлось еще одним следствием наличия покрывала.
Но тогда непонятно, почему все формы жизни тех времен не были огромными и долгоживущими. Также, если теория колец верна, почему парник из льда и водорода не нагрел поверхность планеты до температуры горячей сковородки? Но эти правомерные вопросы Баух проигнорировал; для него главное — придумать, как доказать научную точность Ветхого Завета вопреки современным научным знаниям.
Баух смастерил устройство — «гипербарические биосферы» — для воссоздания в малых масштабах условий, которые, как он полагает, существовали на допотопной Земле; он заявляет, что в этом заинтересованы ученые NASA. Конечно, если будет доказано, что сочетание высокого температурного давления и сильного устойчивого магнитного поля в самом деле благотворно влияет на живые клетки, это будет весьма интересно, но не вполне понятно, каким образом может доказать гипотезу Бауха.
Существуют и другие объяснения продолжительному существованию и гигантским размерам древних людей и животных, одним из таких объяснений является гипотеза, известная под названием «изменяющаяся полярность». Северный полюс Земли в данный момент указывает примерно на Полярную звезду (Полярис) — звезду не особенно яркую и изменчивую. Однако из-за прецессии положение земной оси в космосе нестабильно: как ручка волчка, Северный полюс (и, конечно, Южный) описывает круг периодичностью примерно в 26000 лет. Это означает, что около 13000 лет назад северной полярной звездой была Вега — одна из самых ярких звезд на ночном небе.
Вега явно была бы куда более значимой северной полярной звездой, чем скромный Полярис, и это навело Фрэнсиса Б. Бёртона в книге «Elective Polarity, or The Universal Agent» (Изменяющаяся полярность, или Вселенский фактор) (1845) на мысль, что большие размеры, которых достигли вымершие животные, стали результатом энергии, которую Вега передавала организмам здесь, на Земле. Мы по сравнению с ними — слабые маленькие существа, потому что Полярис — звезда такая же слабая и маленькая.