Великое Делание

С давних пор человек стремился быть успешным и независимым. И во все времена почетом и уважением пользовался лишь тот, у кого было в достатке золота. Главной целью учения алхимии было получение философского камня, особой субстанции, позволявшей трансформировать любой металл и превращать его в золото. Для алхимиков получение золота искусственным путем значило не только обретение богатства, но и служило знаком того, что человеческий дух смог обрести божественную сущность. Личность алхимика, прошедшего сей путь до конца, становилась бессмертна. Процесс создания Эликсира философов (альтернативное название философского камня) именовался Великим Деланием и состоял из четырех этапов.

Четыре или три этапа Великого делания

  • Работа в чёрном (Нигредо) – упорядочивание хаоса, для получения однородного черного эликсира.
  • Работа в белом (Альбедо) — очищение эликсира, отождествляемое алхимиками с возрождением души из черного хаоса смерти первого этапа.
  • Работа в желтом (Цитринитас) — описание этого этапа Великого делания не сохранилось. Упоминание о нем встречается только в самых ранних алхимических трактатах.
  • Работа в красном (Рубедо) — достижение просветления, и слияние духа с материей.

Гермес Трисмегист

Гермес ТресмегистПервым, кто поведал миру о чудесном философском камне, был Гермес Трисмегист из Египта. Фигура скорее легендарная, чем реальная. До наших дней дошли только искаженные переводы его рукописей и никаких свидетельств о жизни Гермеса. Говорили, что его отцом был Осирис, а матерью Исида. Считалось, что Трисмегист первым из алхимиков получил философский камень. Рецепт успеха был записан на табличке из его могилы и содержал тринадцать назиданий потомкам:

  1. Не ложь говорю, а истину изрекаю.
  2. То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного.
  3. Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными лишь путём упрощения применительно случаю того же самого одного-единственного, единого.
  4. Солнце — его отец. Луна — матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своём. Земля вскармливает его.
  5. Единое, и только оно, — первопричина всяческого совершенства — повсеместно, всегда.
  6. Мощь его есть наимощнейшая мощь — и даже более того! — и явлена в безграничии своём на Земле.
  7. Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием.
  8. Тонкий, легчайший огнь, взлетев к небесам, тотчас же низойдёт на землю. Так свершится единение всех вещей — горних и дольних. И вот уже вселенская слава в дланях твоих. И вот уже — разве не видишь? — мрак бежит прочь. Прочь.
  9. Это и есть та сила сил — и даже ещё сильнее, — потому что самое тончайшее, самое легчайшее улавливается ею, а самое тяжёлое ею пронзено, ею проникновенно.
  10. Так, так всё сотворено. Так!
  11. Бессчётны и удивительны грядущие применения столь прекрасно сотворенного мира, всех вещей этого мира.
  12. Вот почему Гермес Трижды Величайший — имя моё. Три сферы философии подвластны мне. Три!
  13. Но… умолкаю, возвестив всё, что хотел, про деяние Солнца. Умолкаю.

Практически все труды Гермеса хранились в Александрийской библиотеке и погибли при пожаре. А чудом уцелевшие рукописи закопали в пустыне, и они не найдены по сей день. Поэтому остается лишь гадать, о том поддалось ли Великое делание магии Трисмегиста, или же это очередная средневековая мистификация.

Прозревший Раймунд Луллий

Раймунд ЛуллийРаймунд Луллий был одним из крупнейших философов и богословов XIII-XIV веков. Будучи отпрыском знатного рода, всю свою молодость он предавался кутежу и прелюбодеянию. Однако по достижении тридцатилетнего возраста Раймунду четыре раза явился Иисус Христос, и наступило прозрение. Несколько лет Луллий провел отшельником на горе Мирамар, потом стал миссионером, вступив в орден францисканцев, затем же тяга к знаниям, истории и богословию привела его в Парижский университет, который он закончил со степенью доктора теологии. Именно в Парижском университете судьба свела Луллия с Роджером Бэконом, который и обратил его внимание на алхимию.

Видимо он преуспел в этом деле. Так как в начале XIV английский король Эдуард II заказал Раймунду выплавить шестьдесят тысяч фунтов золота. В его распоряжении были такие химические элементы как олово, свинец и ртуть. Исторические хроники указывают на то, что Луллию удалось Великое делание, и король получил золото высочайшей пробы. Это можно также было посчитать мифом, но в британских музеях сохранились монеты, отчеканенные из того самого золота.

Для Луллия алхимия и процесс получения философского камня были божественными символами, означающими очищение от грехов и воскрешение.