Всемирный потоп (часть 2)
Еще в XVII веке великие ученые буквально понимали то, о чем говорилось в Библии. Здесь, как и в других случаях (например в случае с сотворением), если библейская версия и результаты научных исследований расходились, обычно считали, что причина—в неправильном толковании явлений природы или Библии, или того и другого.
Всемирный Потоп, будучи признан наукой, был правдоподобным объяснением многих наблюдаемых геологических явлений. Ископаемые ракушки и рыбы обнаружены высоко над уровнем моря? Потоп. Высоко в горах нашли то, что похоже на русло древней реки? Потоп. Уважаемый британский геолог Джон Вудворд (1665-1728), которому хватило смелости заявить, что ископаемые находки были органическими останками, когда эта точка зрения еще не была популярна, считал, что потоп — причина напластований осадочных пород. Он говорил, что, возможно, напластование явилось следствием временного ослабления силы притяжения. Потоп был явно важен и для его оппонентов, сторонников нептунизма и катастрофизма; по сути, потоп был ключевым элементом теории катастрофистов и в XIX веке. В XX веке идея потопа почти исчезла из научной мысли, но вне научного сообщества было много тех, кто наряду с религиозными фундаменталистами считал его реальным историческим событием. Ганс Шиндлер Беллами, ученик Ганса Гёрбигера (1860-1931), объяснил потоп довольно красиво. Согласно теории всемирного оледенения Гёрбигера, наша Луна — лишь последняя из нескольких. Ее предшественница в доисторические времена по спирали приблизилась к Земле и врезалась в нее. Но до этого столкновения, по мере ее приближения к Земле, она стала причиной огромного «пояса прилива», который прошел вокруг экватора: огромной стены воды, перемещавшейся на большой скорости; Луна к тому времени обращалась вокруг Земли шесть раз в день, так что вода должна была двигаться со скоростью примерно 8000 километров в час. Наконец эта Луна взорвалась, осыпав Землю огромным колц. чеством ледяных осколков (теория Гёрбигера утверждает, что не. бесные тела покрыты толстым слоем льда) и камней. Из-за рас таявшего лунного льда и вод от опавшего пояса прилива на Земле начался потоп. (Хотя на самом деле пояс прилива должен был так размыть Землю, что последующий потоп был бы уже излишним.)
История о всемирном потопе непосредственно сталкивается с законами физики. Если допустить, что традиционная вера в прибытие ковчега к вершине горы Арарат обоснованна, то воды, покрывавшие Землю, должны были подняться на высоту примерно 5000 метров над уровнем моря. Но даже если растопить весь лед обоих полюсов, уровень моря поднимется всего лишь на 100 метров; добавьте сюда все остальные источники льда, особенно пресноводные ледники всего мира, и, возможно, удастся дотянуть до 300 метрон Так что стороннику идеи потопа сложно будет объяснить, откуда взялась вся эта вода, и не менее сложно, куда потом она делась. Некоторые приверженцы потопа в XIX веке, пытаясь объяснить, куда ушла вода, приводили теорию колец Исаака Ньютона Вейла: мол, легенды о потопе отражали падение ледяных колец Земли на ее поверхность. Но все равно оставался щекотливый вопрос: куда же потом вся эта масса делась? Может быть. вода ушла во внутреннюю полость Земли?
Были нестыковки и с зоологией. Принцип «каждой твари по паре» на самом деле не спас бы животных от вымирания. Несмотря на популярную теорию о том, что к вымиранию видов приводит смерть одного из членов последней пары одной породы (эту концепцию главным образом породил Голливуд), в реальной жизни виды в дикой природе оказываются под угрозой вымирания, когда их численность падает ниже обычного уровня составляющего многие сотни, а то и тысячи, особей. Даже если допустить, что семье Ноя, желавшей сохранить виды животный удалось построить и содержать в течение многих дней зверинеИ с этим зверинцем была бы одна морока.
Перед современными креационистами стоит задача объяс нить, почему при обнаружении палеонтологических находок более ранние ископаемые останки находят в нижнем слое горных пород, а более поздние — в верхних слоях. Трудно увязать факты с верой в то, что все останки сформировались одновременно и за короткий период, то есть во время потопа. Чтобы обойти это щекотливое место, креационисты обычно вводят понятие различной плавучести животных: те существа, которые кажутся самыми первобытными, обладали меньшей плавучестью и первыми утонули, а более развитые формы жизни плавали дольше. Но это означало бы, что все формы морской жизни, наподобие морских растений, живущих на дне, должны были находиться в самых нижних слоях. Увы…
И последняя проблема, связанная с потопом, заключается в том, что в археологических находках нет свидетельств такой глобальной катастрофы. Если бы какая-то катастрофа сократила население мира до горсточки людей, уничтожив при этом большинство культурных артефактов, то потребовалось бы какое-то время (по самым скромным подсчетам, века), чтобы цивилизация возродилась, а возродившиеся цивилизации кардинально отличались бы от прежних, поскольку никогда не воссоздается в точности то, что было раньше. К тому же в этом случае была бы, по большому счету, лишь одна цивилизация, контрастирующая с предшествующим ей разнообразием, потому что в то время исключительную ответственность за все несла семья Ноя.
Археологические данные указывают на то, что все прежние человеческие цивилизации продолжали стабильно существовать, и ничто не указывает на даже относительно небольшую катастрофу.
Предания о Всемирном потопе встречаются у десятков народов мира. Однако библейская история Ноя обнаруживает особое сходство с легендами других ближневосточных народов.