Амфисбена — гигантская змея, имеющая две головы и ни одного хвоста. Имя Амфисбена означает по-гречески «двигающаяся в двух направлениях». Естественно было бы предположить, что при ползании, в зависимости от обстоятельств, у Амфисбены бывает направлена вперед и играет ведущую роль то одна голова, то другая. Однако, по преданию, Амфисбена могла, засунуть одну свою голову в пасть к другой голове и катиться, как колесо, в любом направлении. Непонятно только, как при таком неоднозначном способе передвигаться контролируется направление движения — ведь голова, оставшаяся снаружи должна при этом время крутиться, если учесть, что органы чувств на голове Амфисбены расположены также как и у всех других змей. И зачем вообще нужна вторая голова — ведь обычная змея тоже может принимать форму колеса, засунув в рот хвост. На последний вопрос дает ответ Плиний Старший. Он считал, что Амфисбена содержит столько яда, что в одной голове он не умещается. И вообще Амфисбена очень опасна. Она устойчива к холоду и может обитать в любом климате. Глаза у нее светятся подобно горящим свечкам. Если её разрубить пополам, то обе части снова срастутся.С зоологической точки зрения Амфисбена — уникум, так как все многоклеточные — гетерополярные животные, они имеют главную морфологическую ось (передне-заднюю у активно передвигающихся животных, причем голова, естественно, занимает переднее положение, и апико-базальную у прикрепленных, а у радиально-симметричных животных, таких как медузы и морские звезды, это ось радиальной симметрии), на концах которой расположены органы, отвечающие за совершенно разные функции. А у А. главная ось тела гомополярна, что встречается только у некоторых одноклеточных организмов. Если гомополярное существо разрезать пополам, то обе половины тела будут совершенно сходны. Характеризующее А. сочетание гомополярной оси и билатеральной симметрии фактически означает переход к двулучевой (т. е. радиальной) симметрии, совершенно не свойственной позвоночным животным.

Похожие на Амфисбену двухголовые создания с частично измененной передне-задней осью иногда появляются в результате экспериментов по физиологии развития, но они, чаще всего, нежизнеспособны, а будучи поделенными пополам, не срастаются; если они все же не погибнут, то более вероятно, что каждая передняя половинка регенерирует задний конец.

Впрочем, среди пресмыкающихся есть группа Amphisbaenia («двуходки», родственные змеям и ящерицам), представители ко¬торой ведут роющий образ жизни и имеют тело, напоминающее червя, они не имеют ног, а их головной конец мало чем отличается от хвостового, и эти существа действительно могут ползать как головным, так и хвостовым концом вперед.

Двухголовые гомополярные существа встречаются и в мифологии других народов. В мифологии гвинейцев есть Марокэ — водяные морские змеи (точнее, ящерицы) с двумя головами на противоположных концах тела и четырьмя лапами, а у североамериканских индейцев — Сисиютль — огромный безногий морской змей тоже с двумя зубастыми головами на обоих концах тела. Взгляд его убивает, победить его можно только величием духа и чистотой помыслов. Однако, он обладает коротким и толстым телом, что отнести его к змеям трудно; а посередине его тела прослеживается еще одна голова — голова человека — с глазами, носом, ртом и парой рук, так что Сисиютль скорее сойдёт за трехголовую химеру, но более вероятно, что это лицо всего лишь рисунок на коже.