Архипелаг Шпицберген — суровое и неприветливое место. Его открытие приписывают викингам, в чьих сагах остались упоминания о путешествиях на дальнюю, северную землю, именуемую Свальбард. Однако некоторые историки ставят под сомнение первенство норманнов в деле освоения Шпицбергена, считая, что первооткрывателями были славяне-поморы. Жители северного побережья Руси дали архипелагу имя — Грумант.

Для поморов Грумант был промысловым островом, однако тяжелые погодные условия часто не давали охотникам получить желаемую добычу. В постоянном противоборстве человека и стихии родилась легенда о Грумантском Псе — истинном хозяине острова. Воображение поморов рисовало исполинского вида собаку с шерстью черней полярной тьмы и пылающими, как уголь глазами. У пса был своенравный характер, он мог как помочь, так и навредить в охоте. В его силах было поднять южный ветер, чтобы корабль, следующий к Груманту, налетел на скалы и разбился. Добыча из трюмов доставалась Хозяину острова. Корабли зачастую везли спиртное, до которого пес был большой охотник. Грумантский Пес жил в подземных пещерах вместе со своими сестрами-лихорадками.

Для того, чтобы умилостивить грозного зверя, охотники совершали определенный ритуал. Первая добыча бросалась на утес, именуемый «Болван без шапки», каменную глыбу безо всякой растительности. Если жертва была Грумантскому псу по нраву, то он сам являлся охотнику и всячески помогал ему в дальнейшей охоте — выводил под прицел гагачьи стаи, указывал лежбища тюленей, гнал к охотнику песцов и северных оленей.

После присоединения Шпицбергена к Норвегии и открытия на нем месторождений каменного угля, легенды о Грумантском псе стали забываться…