Катары
В начале двенадцатого века (примерно около 1116 года) в Италии появилась одна из наиболее закрытых и малоизученных еретических сект. Адептов этой секты впоследствии назвали катарами, что в переводе с греческого означало чистый.
Воззрения катаров были основаны исключительно на христианстве, что не спасало их от преследования Римской католической церкви. Многие их убеждения очень радикальны даже для современной церкви. Так, например, катары не почитали святой крест, считая его орудием пытки Христа. Последователи катаризма считали современную им католическую церковь, ложной дорогой, ведущей прямиком в ад. Объяснялось это тем, что мир церкви слишком близок к миру обычного, мирского человека. Настоящее же служение Христу, по мнению катаров, должно было выражаться в «апостольской бедности» и буквальном следовании заповедям Спасителя.
Для катаров Священным Писанием был исключительно Новый Завет, к Ветхому же Завету их отношение было строго отрицательным, так как иудейский Бог в их понимании был «богом гнева» и воплощением всего злого и негативного в мире. Это убеждение исходило из того, что Ветхий Завет переполнен жестокостью и плотской стороной бытия.
Также одним из столпов веры катаров был дуализм, но не в том виде как его понимали католические священники и палачи инквизиции («Они верят в двух богов — Плохого и Хорошего»), а в виде существования Бога-Отца, находящегося в невидимом царстве (Раю) и Падшего ангела, ежесекундно терзающего грешный мир. При этом центром мироздания катаров оставался спаситель — Христос.
В начале XIII века на призыв папы Иннокентия III к крестовому походу против еретиков откликнулись французские бароны, направившие своим войска на графство Тулузское, где катарское учение распространилось довольно широко. Это привело к двадцатилетнему периоду войн (1209 — 1229), названных альбигойскими, по названию города Альби, где была наибольшая для юга Франции концентрация катаров. Крестоносцы встречали ожесточенное сопротивление со стороны альбигойцев, но тем не менее смогли одержать победу после вмешательства французского королевского дома.
Конец катаров приходится на начало четырнадцатого столетия. К тому времени немногие выжившие в альбигойских войнах проповедники учения были сожжены на кострах инквизиции.