Небесная иерархия Дионисия
Одним из самых фундаментальных описаний небесного устройства является «Небесная иерархия» Дионисия Ареопагита. На страницах его работы перед нами предстают девять родов небесных сущностей, которые в свою очередь, разбиты еще на три триады. Престолы, херувимы, серафимы — самый верх. Власти, господства и силы — в середине. Ангелы, архангелы и начальства — в самом низу.
Остается загадкой, откуда Дионисий взял эту иерархию. Иногда может создаться впечатление, что он сам до конца не представляет ее устройство. Он на новый лад преподносит читателям остатки гностического наследия ортодоксальных христиан. Стоит отметить, что «Небесная иерархия» довольно сильно повлияла на мировоззренье христиан средневековья, хотя и отличалась во многом от каноничного текста святого писания.
Например, Дионисий приводит два рода небесных сущностей — Власти и Начальства. Это, в некотором роде, созвучно строкам из Послания к Ефесьянам: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». То есть в каноничном библейском тексте Начальства и Власти враждебны христианам, они духи злобы и правители тьмы.
Дионисий Ареопагит видит их гораздо позитивней. Небесные начальства — это царственность и властность, в рамках того порядка, который по сути своей свят и является наиболее подходящим. Власти же названы так, потому что они направляют тех кто внизу, наверх, к верховному источнику власти.
Для Дионисия эти сущности святы и благородны, они ведут души к Богу. Данный случай показывает, как еретики смогли подойти к подлинной сути Писания намного ближе, чем правоверные христиане.
Несколько веков небесная иерархия Дионисия воспроизводилась многими авторами. Самое известное произведение, в котором она упомянута — «Божественная комедия» Данте. В ней Рай описан как серия концентрических сфер, окружающих Землю. За управление каждой сферой отвечает определенная планета, при этом она ассоциируется с одной из сущностей Дионисия. Начальствам отдана сфера Венеры, а Властям сфера Солнца. Вслед за Дионисием Данте превратил духов зла в хранителей божественного космоса.