Нидерландские пословицы
Народный фольклор — важная составляющая многоплановой культуры европейского средневековья. Пестрота, яркость и невероятная фантазия народной культуры 15 — 16 веков дополнялись интересом к всевозможным пословицам, поговоркам, загадкам, притчам и легендам. Процессии, пышные зрелища и шествия были очень популярны в Нидерландах — и официальные, и карнавальные (как «уравновешивающий» парафраз официальных). Ежегодно проводились «праздник осла» и «праздник дураков», а на Масленичный вторник переодетым горожанам предоставлялась освященная обычаем возможность отбросить правила, регулировавшие жизнь городского сообщества, и они разыгрывали действо «Корабль святого Рёйнерта» (карнавального «патрона» пьяниц). Из этого источника в обилии черпал материал Франсуа Рабле, издавший в 1532 году книгу «Пантагрюэль».
За необузданной фантазией и внешне хаотичной композицией — под стать картинам Босха, а позже Питера Брейгеля Старшего — скрывался универсализм гуманистически открытого, несокрушимо-жизнерадостного мировоззрения. В 1500 году появился сборник изречений и поговорок древних писателей «Adagia» («Пословицы»), составленный и прокомментированный Эразмом Роттердамским. Этот величайший ученый-гуманист создал систему нового богословия — «философию Христа», раскрывающую нравственные обязательства человека перед Богом. «Христианский гуманизм» Эразма противостоял и обмирщению церкви, и фанатизму протестантов.
Ниже приводится список из более чем 80-ти нидерландских пословиц с поянениями:
- «Она бы привязала чёрта к подушке» — она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт.
- «Грызёт столб» — лицемер, столп церкви, ханжа, святоша.
- «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь» — она женщина неискренняя, ей доверять не стоит. Выражение также использовалось для характеристики противоречивого поведения (служит и нашим, и вашим).
- «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» — выражение, часто употребляемое в значении «сорить деньгами». К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т.е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется.
- «Сидеть в золе между двух стульев» — проявлять нерешительность в каком-то деле, находиться в сложном положении, например, из-за упущенного момента для принятия правильного решения.
- «Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф» — в буквальном смысле: войти в дом и обнаружить, что собака опустошила горшок или буфет; отсюда фигуральное выражение: прийти слишком поздно, упустить свой шанс, остаться ни с чем.
- «Свинья вытаскивает затычку из бочки» — хозяин не следит за своим добром. Иное значение: его конец близок.
- «Биться головой об стену» — он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу, он получил мучительный отказ.
- «Один стрижёт овцу, другой свинью» — один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой; один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету.
- «Вешать коту на шею колокольчик» — поднимать тревогу первым, поднимать скандал; делать первый шаг в деликатном деле. У Бранта в «Корабле дураков» также встречается: «Тот, кто привязывает коту колокольчик, позволяет крысам бегать, где им хочется».
- «Быть вооружённым до зубов» — быть хорошо оснащённым для какого-либо дела.
- «Этот дом имеет вывеской ножницы» — в богатом доме есть чем поживиться. Ножницы обычно служили вывеской портных, которые имели обыкновение наживаться на своих клиентах.
- «Глодать кости» — быть чрезвычайно занятым, принимать что-то близко к сердцу, обдумывать, пережёвывать, решать трудную задачу.
- «Щупать курицу» — это выражение имеет разные значения: домосед, который занимается лишь хозяйством и кухней; мужчина, уподобляющийся женщине.
- «Он говорит двумя ртами» — персонаж лжив, лицемерен, двуличен, ему нельзя доверять.
- «Переносить свет корзинами» — понапрасну тратить время; заниматься ненужными делами.
- «Зажигать свечи перед чёртом» — льстить плохому правителю или неправедной власти ради получения выгоды или поддержки.
- «Отправляться на исповедь к дьяволу» — доверять свои тайны врагу или противнику. Также используется в значении «искать покровительства у того, кто не склонен его оказывать».
- «Нашептывать кому-либо что-то на ухо» — говорить гадости, тайно настраивать кого-то, раскрывать кому-либо глаза на то, что от него скрывалось, побуждать недоверие или ревность.
- «Прясть пряжу с чужого веретена» — заканчивать работу, начатую другими.
- «Она надевает на своего мужа синий плащ» — она обманывает мужа, наставляет ему рога. В трактате XIV-XV веков «О женщинах и любви» читаем: «Я уважаю женщину, которая умеет сбить с толку своего мужа до того, что он будет полный дурак; и хотя она надевает на него синий плащ, он воображает о себе, что она боготворит его».
- «Когда телёнок утонул, надумали засыпать яму» — исправлять ошибку или оказывать помощь уже поздно (как мёртвому припарка).
- «Придётся согнуться, чтобы чего-то добиться в этом мире» — тот, кто хочет получить желаемое, должен вести себя услужливо.
- «Бросать свиньям маргаритки» — предлагать кому-то нечто такое, что тот не способен оценить (метать бисер перед свиньями).
- «Он вспарывает брюхо свинье» — дело улажено заранее; заранее подготовленная комбинация.
- «Две собаки грызутся за кость» — они спорят о том, что делать; противники редко могут договориться; они оба ожесточены одним и тем же делом. Так говорится и о том, кто сеет раздор.
- «Лиса и журавль» — обманщика обставят; платить той же монетой; два сапога пара.
- «Мочиться в огонь полезно» — удовлетворительного объяснения этому выражению не найдено, не исключено, что это намёк на суеверные действия.
- «Он заставляет мир крутиться вокруг своего большого пальца» — суетность и ложные притязания; это человек влиятельный, он получает то, что хочет.
- «Вставлять палки в колёса» — мешать осуществлению какого-либо дела.
- «Опрокинувший свою кашу не всегда может всю её собрать» — совершивший ошибку должен вынести и последствия, никогда нельзя полностью исправить последствия своей глупости.
- «Он ищет топорик» — он ищет лазейку, отговорку.
- «Ему не удаётся дотянуться ни до одного, ни до другого хлеба» — он вряд ли соединит один конец с другим; еле сводить концы с концами.
- «Они тянутся, чтобы ухватить самый длинный (кусок)» — каждый ищет собственную выгоду.
- «Зевать в печь» — переоценивать свои силы, прилагать напрасные усилия.
- «Господу Богу привязывать накладную бороду» — пытаться действовать обманным путём, вести себя лицемерно.
- «Не ищи другого в печке, если сам там был» — тот, кто готов подозревать ближнего в чём-то дурном, наверняка сам имеет прегрешения.
- «Она берёт куриное яйцо и оставляет лежать гусиное» — она утаивает доказательства; жадность обманывает мудрость. Другое толкование: делать неправильный выбор.
- «Провалиться сквозь корзину» — не иметь возможности подтвердить сказанное; необходимость признать то, что ранее представлялось совершенно иначе.
- «Сидеть на горящих углях» — быть в страшном нетерпении; чего-то с тревогой ожидать.
- «Мир наизнанку» — полная противоположность тому, что должно было быть.
- «Справить нужду перед всем миром» — он плюёт на всех; он всех презирает.
- «Дуракам достаются лучшие карты» — фортуна благоволит к дуракам; невежи гребут пригоршнями. Сходный мотив звучит у Годтальса: «Дураки, как правило, вытягивают нужную карту. Лучше счастье, чем ум».
- «Они водят друг друга за нос» — они друг друга обманывают, оставляют с носом.
- «Протянуть через кольца ножниц» — действовать бесчестно в рамках своего ремесла или профессии.
- «Оставлять яйцо в гнезде» — не тратить всё сразу, сохранить на случай нужды.
- «Смотреть сквозь пальцы» — закрывать глаза не неточность или ошибку, поскольку польза так или иначе будет извлечена.
- «Венчаться под метлой» — жить вместе без церковного благословения.
- «Там воткнута метла» — там пируют.
- «Крыши там покрыты сладкими пирогами» — там видно петуха в тесте; иллюзорное изобилие, молочные реки и кисельные берега.
- «Мочиться на луну» — означает, что дело для него плохо кончится. На картине «Двенадцать пословиц» легенда гласит следующее: «Никогда мне не удаётся достичь того, что нужно, я всегда мочусь на луну».
- «Два дурака под одним колпаком» — глупость любит компанию; два сапога пара.
- «Брить дурака без мыла» — издеваться над кем-либо; смеяться, вышучивать кого-либо.
- «Ловить рыбу за сачком» — прибывать слишком поздно, упускать удобный случай, позволить другому убегать с добычей.
- «Чесаться задом об дверь» — чихать, плевать на всех; ни на что не обращать внимания. Существует ещё противоположное толкование: «Каждый несёт свой узелок» — у него совесть нечиста; у каждого свои заботы. Этот фрагмент может иметь оба толкования — шутка вполне в духе Брейгеля.
- «Целовать дверной замок» — влюблённый, получивший отставку, либо «поцеловать замок» — не застать девушку дома. Заслуживающий внимание пассаж находится в книге «Путешествие и плавание Панурга»: «После того, как им (молодым козам) обрезают уши, они становятся женского пола и называются козами причёсанными. Несколько раз они бывают так влюблены, что у них земля уходит из-под ног, как это происходит у влюблённых, которые зачастую целуют щеколду двери той, кого они считают своей возлюбленной».
- «Упасть (перепрыгнуть) с быка на осла» — в XVI веке выражение имело два значения: совершать плохие дела; быть непостоянным, капризным.
- «Выпускать стрелу за стрелой» — находить новое средство, играть козырной картой. В источниках, современных Брейгелю, можно найти ещё такое выражение: «Мы выпускаем лишь невозвратные стрелы».
- «Там, где ворота открыты, свиньи бегут в посев» — когда дом без присмотра хозяев, слуги делают что хотят; кошка спит — мыши танцуют.
- «Бегает как ошпаренный» — быть в больших заботах.
- «Вывешивать плащ на ветер» — менять свои убеждения в зависимости от обстоятельств; плыть, куда ветер дует.
- «Она смотрит вслед аисту» — она ленива, тратит время понапрасну, считает ворон.
- «Рассыпать перья или зерно по ветру» — действовать непродуманно, беспорядочно; работать, не имея чётко поставленной цели.
- «Большие рыбы пожирают малых» — могущественные угнетают слабых; съесть самому или быть съеденным.
- «Ловить треску на корюшку» — жертвовать вещью малоценной, чтобы получить более дорогую; давать яйцо в надежде получить корову; ловко выуживать чей-то секрет.
- «Не выносить блеск солнца на воде» — завидовать достатку или почестям, которые снискал другой.
- «Плыть против течения» — быть противоположного мнения; поступать вопреки обществу; стремиться к своей цели, несмотря на препятствия.
- «Тянуть угря за хвост» — дело, которое окончится, вероятнее всего, неудачей; иметь дело со скользким человеком.
- «Из чужой кожи легко нарезать хорошие ремни» — быть щедрым за чужой счёт; пользоваться с выгодой имуществом другого.
- «Кувшин ходит по воду, пока не разобьётся» — подвергать себя опасности; заканчивать плохо.
- «Вешать куртку за забор» — отречься от духовного сана; бросить прежнюю профессию.
- «Бросать деньги в реку» — выбрасывать деньги на ветер; неразумно растрачивать своё добро, быть расточительным.
- «Справлять нужду в одну дыру» — неразлучные друзья, связанные общими интересами.
- «Ему не важно, что чей-то дом горит, раз он может погреться» — законченный эгоист, его не волнуют беды ближнего; он греется у чужого огня.
- «Таскать за собой колоду» — связываться с несговорчивым; делать ненужную работу.
- «Лошадиные яблоки — отнюдь не фиги» — не стоит обольщаться, будьте реалистами, не надо принимать фонари за звёзды.
- «Какая б ни была причина, но гуси ходят босиком» — если дела идут как идут, значит, на то есть причина; или: не задавай вопросов, на которые нет ответа.
- «Держать парус в глазу» — быть настороже; не упускать ничего из внимания; держать нос по ветру. 82. «Справлять нужду у виселицы» — быть шалопаем, ничего не бояться и ни о чём не заботиться.
- «Необходимость заставляет пуститься вскачь и старых кляч» — чтобы заставить кого-то действовать, нет лучшего средства, чем внушить ему страх.
- «Когда слепой ведёт слепого, они оба упадут в яму» — когда незнанием руководит другое незнание, дело обернётся плохо.
- «Никому не удаётся плутовать до бесконечности (без того, чтобы солнце это не обнаружило)» — всё тайное рано или поздно становится явным.