Пермский звериный стиль
В районе реки Камы (в Прикамье) археологи нашли много предметов (бронзовое литье, резьба по кости, рогу и дереву) с изображениями разных животных — медведя, лося, птиц, ящериц и др. Предполагается, что это изделия финно-угорского племени чуди, которые первоначально изображали родовых предков-тотемов, а потом приобрели мистический смысл и стали играть роль амулетов. Часто различные животные объединялись в сложные и очень характерные композиции, так что возникло понятие «пермский звериный стиль».
Символический смысл этих предметов специалисты трактуют исходя из космологических представлений шаманизма о существовании трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Олицетворением Верхнего мира служили не только птицы, но, как ни странно, также лоси, головы которых в подобных композициях часто занимают верхнее положение. В связи с этим Оборин и Чагин замечают, что на русском Севере созвездие Большой медведицы в старину называли «Сохатым» или «Лосихой». Безрогая голова лося есть образ обитательницы верхнего мира Великой Матери Лосихи, держательницы солнца, а обитателем Нижнего мира считался Великий Отец Медведь. К Нижнему миру относятся также ящерица и, по-видимому, пауки. Предполагается также, что человек с крыльями птицы — это шаман, стремящийся подняться в Верхний мир, а птица с изображением на груди лица человека уносит в Верхний мир его душу. Часто изображались человеко-лоси — люди, к голове которых сверху примыкает голова лосихи.
Многие из существ, изображенных на этих предметах, формально (по внешнему виду) можно было бы назвать химерами. Однако, если археологи правильно их трактуют, они не были настоящими «обитателями мифов», не считались живыми существами, жившими рядом с человеком, а служили лишь образными изображениями сложных абстрактных представлений.