Берегиня
В мифологии славян берегини — это духи водной стихии женского пола. Места их обитания — берега рек, прудов, озёр. Они не враждебны человеку, в отличии, скажем, от мавок или русалок, а наоборот всячески оберегают людей от козней злых духов, а также предвидят будущее и спасают детишек, упавших в воду. Также берегини-бродницы указывают заплутавшим путникам дорогу к броду.
Древние славяне называли Берегиней великую богиню, давшую жизнь всему сущему. Ее везде сопровождали светлые всадники, подобные самому солнцу. К Берегине часто обращались за помощью во время созревания хлеба, что указывает на принадлежность богини к верховным покровителям людского рода.
Согласно более поздним (уже христианским) поверьям, в берегинь превращались невесты, умершие до свадьбы, но которых успели просватать. Например, те девушки, совершили самоубийство из-за измены жениха. В этом их отличие от русалок-водяний, которые рождаются и живут только в воде. На Русальной, (Троицкой) неделе, когда цветёт рожь, берегини являлись с того света: спускались с неба по ветвям берёз, выходили из-под земли, выныривали из водоемов. Они расчесывали зеленые косы, сидя на берегу и смотря в тёмные воды, плели венки, качались на березах, кувыркались во ржи, водили хороводы и манили к себе молодцев, в каждом из которых Берегиня видела потерянного жениха. Зачастую они могли свести юношей с ума своей жестокой красотой.
Но Троицкая неделя заканчивалась и Берегини покидали этот мир, а люди устраивали им пышные проводы в день Ивана Купала, прыгая через костер, наряжаясь в личины зверей и играя на гуслях.
Однако сейчас берегинь, настроенных помогать человеку, найти все труднее. Все потому-что люди перестали следить за чистотой водоёмов и забыли о Русалиях. А если озеро становится болотом, то и берегиня уже не берегиня, а болотница.