Ганс Рудольф Гигер
В чем главный источник вдохновенья художника? Для каждого жанра он свой. Пейзажисты испытывают душевный подъем от созерцания живой природы, у маринистов захватывает воображение от вида грозных океанских волн, а, например, художников стиля ню покоряет красота обнаженного тела. Но самым интересным, и в то же время, самым неоднозначным является источник вдохновенья сюрреалистов. Они черпают свои фантастические образы в самых дальних и потаенных уголках человеческого сознания — маниях, фобиях, ночных кошмарах.
Именно ночные кошмары служат основным катализатором творчества швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, создателя знаменитых инопланетных монстров из фильмов о «Чужих».
Начало пути
Творческий путь Гигера начался с весьма своеобразного подарка, полученного от отца в детстве. Папа будущего художника работал аптекарем, и однажды подарил Гансу человеческий череп, привезенный с какого-то семинара. Этот презент так поразил мальчика, что он начал интересоваться всем потусторонним, мистическим и загадочным.
Впервые свои творения Ганс Рудольф Гигер опубликовал в журнале, издававшемся в одной из школ своего родного городка Кура. Напечатанные рисунки входили в цикл «Атомные детки» (Atomkinder). Вскоре последовали публикации в андеграундных изданиях — “Hotcha” и “Clou”.
Ранние рисунки Гигера были выполнены чернилами, но вскоре он начал активно использовать аэрограф, что позволило добиться невероятной натуралистичности работ за счет очень живой игры бликов. Использование механического прибора для создания картин подчеркивает тягу Ганса к полному слиянию живого и искусственного. Работы Гигера изобилуют сложнейшими симбиозами человеческих тел и футуристических приборов. Также нельзя не заметить явный эротический подтекст многих картин, но вся интимность работ очень гармонично вписана в общий фон, и не вызывает отвращения или стыда, скорее разжигает любопытство.
Биомеханизмы Гигера были столь оригинальны и неповторимы, что не могли долго оставаться незамеченными. И уже в 1969 году у Ганса Рудольфа начинают проходить персональные выставки, публиковаться альбомы, и печататься тиражи плакатов.
Некрономикон Гигера
В 1977 году выходит третий альбом Гигера — «Некрономикон», иллюстрировавший одноименный оккультный гримуар из произведений Лавкрафта. Ганс Рудольф принес в мрачный мир «Хребтов Безумия» и «Мифов Ктулху» свои уникальные биомеханические идеи. Уже с обложки «Некрономикона» нас приветствует зловещий коллаж с бафометом-киборгом на фоне паровых механизмов, приправленный эротичным богохульством. Внутри нас ожидают биомеханойды всех мыслимых размеров и мастей. И практически каждое существо изображено так, как будто летит в бесконечной шахте сознания — все ниже и ниже. Мотив шахт, лабиринтов и катакомб также постоянный гость на работах Гигера.
Именно в Некрономикон входила работа под непримечательным названием «Некроном IV», приглянувшаяся режиссеру Ридли Скотту, приступавшему к работе над новым фильмом об инопланетных монстрах.
Жокеи, Ксеноморфы, Чужие…
Первым опытом Гигера в кинематографе должна была стать экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта. В 1976 году он вместе с Алехандро Ходоровским и Сальвадором Дали приступил к созданию концептов будущей картины. Однако из-за множества разногласий этот проект был реализован только через восемь лет уже совсем другими людьми. Но Гигер вынес из работы над «Дюной» несколько очень важных знакомств, в частности с Дэном О’Бэнноном и Ридли Скоттом.
Как уже писалось выше, Скотту очень приглянулся один из образов гигеровского «Некрономикона». Поэтому он не задумываясь, пригласил Ганса Рудольфа в качестве художника-постановщика для работы над фильмом «Чужой».
За короткий промежуток времени Гигером были созданы концепт-арты Чужих-Ксеноморфов, человекоподобных великанов — космических жокеев, а также антуражи пещеры и разбившегося космического корабля. Для Голливуда тех лет все это было очень оригинально и свежо, поэтому в 1980 году Гигер абсолютно заслуженно получил Оскара в номинации за лучшие визуальные эффекты.
Режиссером сиквела «Чужого» был уже не Ридли Скотт, а Джеймс Кэмерон, известный своим индивидуальным видением любого вопроса производства фильма. Он не стал привлекать Ганса к работе над картиной, но использовал и развил многие его наработки, в частности создал матку Чужих.
Также Гигер приложил руку к таким фильмам «Чужой 3» и «Чужой 4: Воскрешение», «Полтергейст 2», «Особь». Последней на данный момент его работой в кинематографе является фильм «Прометей» давнего знакомого Ридли Скотта, повествование которого сконцентрировано не на ксеноморфах, а на жокеях, которые оказались прародителями человеческой цивилизации.
Ганс Рудольф Гигер и музыка
Творчество Гигера очень тесно связано с музыкой. Причем, зачастую, с самыми темными жанрами. Например, его работа украшает обложку альбома «To Mega Therion», группы Celtic Frost, соотечественников Ганса. Эта пластинка считается одним из краеугольных камней (наряду с альбомами Bathory и Venom) жанра Black metal — наверное, самого мрачного и бескомпромиссного стиля тяжелой музыки.
Также он создавал обложки для мастеров грайнда Carcass, немецких экспериментаторов Atrocity и многих других.
Особняком в сотрудничестве Гигера с музыкантами стоит работа с группой Korn, а именно дизайн микрофонной стойки для вокалиста Джонатана Дэвиса. Этот концертный девайс выполнен в лучших традициях биомеханической эротики, столь любимой Гансом.
Также Гигер является автором линейки гитар фирмы Ibanez.
Посмотреть другие работы Ганса Рудольфа Гигера в галерее