Литература Ужасов
Литература ужасов остается едва ли не самой популярной разновидностью фантастики. И поклонники современных, не всегда хорошо сделанных триллеров, и любители великих Стивена Кинга и Говарда Лавкрафта, и почитатели классики найдут в «ужасных» рассказах и романах что-то свое, полностью отвечающее собственному литературному вкусу.
Конечно, интерес к таинственному, необъяснимому присутствует в человеке с незапамятных времен, но найти литературное воплощение это чувство смогло только к концу XVIII века — в форме готического романа. Появление жанра, оказавшее большое влияние на дальнейшую литературу, было чисто случайным: однажды утром писатель Хорас Уолпон проснулся от кошмарного сна, в котором ему почудилась рука великана… А в 1764 году вышел в свет «Замок Отранто», задавший раз и навсегда каноны готического романа: проклятье за предательское убийство, совмещенное с огромным количеством страшных предзнаменований, кошмаров и смертей.
Этот жанр прижился в Англии, и за сорок лет вышло более ста (местами не совсем удачных) произведений последователей Хораса Уолпона.
1816 год стал поворотным для литературы ужасов. Именно тогда благодаря небольшому соревнованию на берегу озера были созданы два образа, способные напугать даже искушенного современного читателя, — чудовище Франкенштейна, литературной матерью которого была Мери Шелли, и вампир Джона Полидори. Книга последнего явила начало впоследствии очень популярной теме вампиризма, на которую откликнулся соотечественник Полидори Брем Стокер, создавший образ мрачного убийцы, способного повелевать стихиями, животными и даже людьми.
Тема сверхъестественного также получила отражение в творчестве двух других английских писателей — Оскара Уайльда, автора знаменитых «Портрета Дориана Грея» и «Кентервильского привидения», и Роберта Льюиса Стивенсона, создавшего бессмертный образ злого двойника в своей «Странной истории..»
Но Англия не единственная страна, которой обязана литература ужасов. Богатый шлейф различных ужасов и кошмаров тянется за произведениями немецкоязычных писателей. Достаточно вспомнить таинственные повести Эрнста Гофмана, готические произведения Гете, Шиллера и Гауфа.
В начале ХХ века в Германии распространился экспрессионизм, представители которого использовали в своем творчестве мотивы страха, боли и крика. К экспрессионистам относились, прежде всего, Франц Кафка, умевший создать в своих новеллах атмосферу безнадежности и абсурдности, и Густав Майринк, известный романом «Голем». Экспрессионисты одними из первых использовали благодатную почву взаимодействия литературы и кино для создания фильмов ужасов и фильмов-антиутопий — «Кабинета доктора Калигари», «Метрополиса» и т. д.
Свою трактовку темы ужасного дала и литература Америки. Она в лице Эдгара По, Амброза Бирса и Гордона Лавкрафта создала особого героя — несчастного одинокого человека, который оказывается один на один со своими иррациональными страхами, побеждающими в конечном счете. В произведениях названных писателей сверхъестественные элементы часто вообще отсутствуют, или они сведены до минимума, а в качестве главного антагониста выступает всесильное НЕЧТО.
Однако как бы не была велика американская литература ужасов, несравненно больше успех имел кинематограф. 20-30-е годы прошлого века считаются золотым веком фильмов ужасов. В это время были сняты такие шедевры, как «Дракула» и «Франкенштейн». Этот список еще очень долго можно пополнять другими фильмами, заставившими промучиться без сна не одно поколение детей.