Фэнтези

Термин «фэнтези» уже совершенно не нов для нас, и даже тот, кто не является поклонником этого жанра, сможет рассказать хотя бы чуть-чуть о сюжете «Властелина колец», «Хроники Нарнии» или «Гарри Поттера». Что уж говорить о сходящих с ума миллионах читателей, для которых фэнтези — это самый настоящий наркотик?

Фэнтези, Как Литературный Жанр

Однако если вы попытаетесь взглянуть в любой литературоведческий словарь, чтобы раз и навсегда понять, что же собой представляет этот литературный жанр, вас постигнет жестокое разочарование. Ничего, кроме расплывчатых формулировок, вы там увидеть не сможете. Поэтому после признания в том, что термин «фэнтези» был взят из зарубежной литературы без какого-либо точного понимания, необходимо определить этот жанр, отделив его от других разновидностей фантастической литературы — прежде всего, научной фантастики.

Фэнтези

Это сделать достаточно просто. Если в рациональной фантастике автор стремится логически обосновать включение вымышленных элементов в сюжет произведения, то создателя фэнтези это нисколько не беспокоит, и он демонстрирует читателю свой волшебный мир без каких-нибудь объяснений. В самом деле, непонятно, каким образом шкаф или вокзал может превратиться в портал в другой мир и где живет вся эта сказочная живность: хоббиты, гномы, эльфы.

Фэнтези

Однако подобная «алогичность» фэнтези не для всех является достаточно убедительным доказательством отличия от научной фантастики. И для желающих в сотый раз поспорить о том, что невероятней: зарождение жизни на далекой планете или говорящие бобры, напомню о важности не только сюжетного наполнения, но и самой логики преподнесения фантастического материала. Другой же частой ошибкой является отнесение едва ли не всех произведений мировой литературы к фэнтези только на том основании, что превращение портрета Дориана Грея или уменьшение шагреневой кожи из произведения Оноре де Бальзака никак не объяснено.


Вторая важная черта фэнтези — это применение специфических персонажей и хронотопа (термин, заключающий в себе и пространство и время). Действительно, чаще всего героями подобных произведений становятся выходцы из западноевропейских и других мифов. В этом отношении славянские предания и легенды не пасут задних, подарив жанру большое количество материала (например, знаменитый цикл «Волкодав» Марии Семеновой). Кроме того, авторы время от времени обращаются к восточным, африканским и американским мифам. Что же касается хронотопа, то чаще всего действие в фэнтези происходит в мире, напоминающем отдаленно средние века.

Фэнтези

Тематика и Основная Идея Фэнтези

Тематическая «разбросанность» фэнтези, в какой-то степени обусловленная большим количеством источников заимствований, потребовала немедленного решения вопроса об их классификации. И здесь, как можно догадаться, единого мнения нет. Сейчас существует не менее десятка различных классификаций фэнтези. Например, исходя из сюжета, выделяют эпические фэнтези, которые, как правило, изображают длительную борьбу с сильным врагом, и «темные». Для последних характерно заимствование элементов романов ужасов и фильмов нуар, передающих атмосферу кошмарного мира, где победило зло. Основываясь на этом же принципе, иногда выделяют романтические, мистические фэнтези и т. д.

Фэнтези

Между тем пусть подобное разнообразие героев и сюжетов не вводит вас в заблуждение. Все фэнтези могут быть сведены к единому идейному посылу — стремлению через судьбу конкретного героя (неважно, в каком обличье он живет, — человека, животного или какого-то непонятного существа) решить вселенские вопросы бытия, понять, в чем состоит смысл жизни. Пожалуй, это и есть главная черта фэнтези, отличающая его от других жанров.

Истоки Фэнтезийного Жанра

Предшественниками и одновременно источниками современных фэнтези-романов считаются древние мифы и средневековые легенды о короле Артуре с присущим им магически-романтическим окрасом. В русской литературе первым начал писать фэнтезийные тексты ныне забытый прозаик Вельтман, в произведениях которого переплелись исторические и сказочные элементы. В Белоруссии в это же время творил Ян Барщевский, бравший за основу своих рассказов произведения фольклора.

Фэнтези

Отцы-основатели Фэнтези

ХХ век для фэнтези открылся именем Эдварда Дансени. Его «Боги Пеганы» и «Дочь короля Эльфландии» — едва не первый пример в литературе создания оригинального и абсолютно автономного мира со своими законами и традициями, о существовании которого читателя сказано просто так, без всяких ненужных объяснений. Но Эльфландия не могла существовать, если бы не специфическое воспитание писателя: ему запрещали читать те книги и журналы, которые отсылали к событиям современности. Напротив, мальчик помещался в мир сказок, что в сочетании с большими способностями лорда Дансени в древних языках помогло в будущем создать эти шедевры.

Фэнтези

Вторым основателем фэнтези считается Джеймс Кейбелл, который предложил иронический вариант жанра. На страницах «Путешествия Мануэля», насчитывающего восемнадцать томов, автор создает целую энциклопедию различных мифологий, которые сейчас можно считать введением во всю литературу фэнтези. Стиль автора неповторим: этакий коктейль иронии, сарказма и цинизма, оборачивающиеся неожиданным образом мягкой тоской писателя по «прекрасным событиям» (выражение самого Кейбелла). К сожалению, литературная судьба писателя сложилась достаточно жестко: несмотря на то что в начале творческого пути с ним почитали за честь познакомиться классики американской литературы, затем его слава утихла, и последующие произведения не вызвали особого интереса.

Фэнтези

Настоящей загадкой американской литературы считается Роберт Говард, который, казалось, весь был соткан из противоречий. Прожив каких-то тридцать лет, он оставил после себя огромное литературное наследство, давшее работу издателям на долгое время. Роберт увлекался боксом, ему не был чужд культ силы и мощи (вспомним цикл о Конане-варваре). И вместе с тем, будучи другом Лавкрафта, он писал мистические произведения, работа над которыми открыла некое подспудное, невидимое для других «я», заставившее сильного мужчину выстрелить в себя после сообщения медсестры о близкой кончине матери. Но любители фэнтези помнят и уважают Роберта Говарда, конечно, не за животрепещущую биографию, а за плодотворные эксперименты над этим жанром. В первую очередь речь идет о создании особого стиля «меча и магии», основанного на привлечении многих жанров, в том числе фэнтези и хоррора.

Фэнтези

Такова история этого жанра в первые десятилетия века. Затем ему суждено пережить необычайный расцвет благодаря творчеству всего лишь одного человека — английского писателя Джона Толкина. Будучи молодым человеком, он уже мог похвастаться знанием нескольких языков, в том числе и мертвых, что помогло ему при изучении мифологии. Писатель, читавший «Беовульфа» и «Калевалу», хотел написать нечто походившее на эти произведения. Он даже создал собственный язык, эльфийский, на котором бы говорили герои будущего эпоса. Таким монументальным полотном не суждено было стать «Хоббиту», ведь он всего лишь сюжет, вышедший из сказки, но таковым может считаться его продолжение. «Властелин колец» писался семнадцать лет, однако титанический труд того стоил. Книга, переведенная на множество языков, считается среди почитателей фэнтези недостижимым идеалом писательского мастерства, а само имя Толкина осталось навсегда в сердцах благодарных читателей.