Строители КургановРасселяясь по Северной Америке, белый человек сталкивался с многочисленными поселениями, совершенно не похожими на скопления вигвамов, ставшие стереотипными в вестернах. Такие места, как Кахокия, штат Иллинойс, в то время или даже рань­ше определенно были главными населенными центрами, домом для тысяч людей. Здания в этих местах с архитектурной точки зрения напоминали египетские пирамиды, хотя сделаны были из грунта, а не из камня. Томас Джефферсон (1743-1826) был на­столько потрясен курганной архитектурой, что взял ее за образец для постройки в 1806 году своего дома в Поплар Форест вблизи Линчбурга, штат Вирджиния. Культурные артефакты, связанные с этими центрами (орнаменты, керамика и т.д.), не были созданы невежественными, неорганизованными кочевыми людьми. Несо­мненно, это был след высокой цивилизации или цивилизаций. Конечно, он не увязывался с образом, который белый человек составил о коренных американцах как о невежественных дикарях и варварах: предполагалось, что европейцы несут цивилизацию в Америку, но их представление о себе никак не увязывалось с тем фактом, что цивилизация в Америке уже существовала, и европейцев это не устраивало.

В течение XVIII и XIX веков пришельцы сначала испытывали угрызения совести из-за того, что разрушили культуру и чтобы оправдаться, сумели убедить себя в том, что они этого не дела­ли. Несмотря на существование дневников ранних европейских исследователей, в которых отмечалось, что многие из этих по­селений полностью функционировали во время вторжения белых людей (и даже много позже, потому что некоторые исследовате­ли все еще встречали такие поселения даже в конце XVIII века). Белые американцы убедили себя в том, что туземцы, которых они почти искоренили, не могли построить такую цивилизацию. Поселения и находящиеся в них предметы быта, конечно же, остались от вымершей к нашему времени расы. Таким образом, появился миф о строителях курганов, и европейцы пытались понять, кем же могли быть те таинственные исчезнувшие люди и откуда они могли прийти.

Строители КургановПоявлялось множество поддельных свидетельств, доказываю­щих разные гипотезы. Одно время думали, что коренные амери­канцы прибыли сравнительно недавно через Берингов пролив из Старого Света, и полагали, что стоит датировать курганы так, чтобы эти строения восходили ко времени, предшествующему прибытию краснокожего человека. Коренные американцы соз­давали металлические орудия лишь из меди, в то время как не­которые артефакты из курганов были сделаны из других металлов. Кое-какие из них были покрыты письменами, а ведь не только было «хорошо известно», что у коренных американцев письмен­ность так и не развилась, но и символы во многих образцах сильно напоминали буквы из алфавитов Старого Света. И все в том же духе. Самообман достиг размаха, сопоставимого с впечатляющим размером курганов. Почти в каждой культуре Старого Света, ка­кая только может прийти на ум, видели источник иммиграции, которая породила эту великую цивилизацию Америки. Констан­тин Рафинеску (1783-1840), Джосайя Прист (1788-1851), да и не только они, утверждали, что строители курганов были потомками Ноя, а Прист уточнял, что они были потомками Сима, сына Ноя. Излишне говорить, что популярным добавлением к списку были пропавшие племена Израилевы и беженцы из Атлантиды. Коттон Мазер (1663-1728) был одним из тех, кто поддерживал гипотезу о затерянных племенах, которая, по всей вероятности, родилась вместе с книгой Иоганна Фредерика Люминия «De Extremo dei Judicio et Indiorum» (Исход иудеев в Индии).

Споры стали несколько более обоснованными, когда вышла книга Эфраима Г. Сквайра и Эдвина X. Дэвиса «Ancient Monuments of the Mississippi Valley: Comprising the Results of Extensive Original Surveys and Explorations» (Древние памятники долины Миссиси­пи: с включением итогов обширных и оригинальных изысканий и исследований). В отличие от большинства своих совре­менников, Сквайр и Дэвис считали, что на самом деле в первую очередь нужно исследовать места, вокруг которых выстраивалось столько самых невероятных гипотез. Хотя они по-прежнему при­держивались мнения, что аборигены Северной Америки были слишком примитивными для столь великолепного культурного всплеска, тем не менее, подытоживая свой полный отчет, они все же осмелились предположить, что эти курганы могут отно­ситься к известным цивилизациям Южной Америки, таким как ацтеки и майя.

Строители Курганов
Артефакты из Кахокии

Лишь спустя несколько десятилетий, когда Бюро американской этнологии поручило Сайрусу Томасу (1825-1910) попытаться раз и навсегда разгадать «тайну» строителей курганов, иллюзия окончательно рассеялась, но даже и тогда люди не хотели при­нимать неприятные известия. В заключении Томаса, которое он изложил в Отчете об исследовании курганов, проведенном Бюро этнологии в 1894 году, сообщалось то, что нам сейчас очевидно: не было никаких причин полагать, будто теми самыми строителями курганов не были коренные американцы, и есть прямые и ис­черпывающие доказательства, что именно они и построили кур­ганы. Лишь принятие желаемого за действительное в сочетании с упорным самообманом и постоянным явным мошенничеством не позволило людям это увидеть.

А как же быть с артефактами, письмена на которых походи­ли на алфавиты Старого Света? Во-первых, не нужно забывать, что не так уж редко некоторые символы в не связанных друг с другом алфавитах случайно бывают похожими друг на друга. Во-вторых, что гораздо важнее, почти все указанные артефакты могли оказаться более поздней подделкой — иногда они созда­вались в сознательной попытке поддержать миф, иногда чтобы обмануть простаков, а порой просто как шутка.

И все же миф о древних строителях курганов, похоже, бес­смертен: одна из его версий жива и поныне благодаря людям вроде Барри Фелла (1917-1994), морского биолога из США, кото­рый пытался «доказать», что древние народы Старого Света были частыми гостями в Новом Свете. В книге «America ВС» (Америка до нашей эры) Фелл заявляет, что уже доказано, будто цивилизацию в Америку принесла волна европейцев, впервые прибывшая туда около 3000 лет назад. Наиболее ошеломляет его заявление о том, что, возможно, некоторые камни, на которых имеются царапины, могли быть покрыты огамическим письмом; поскольку огам был письменным языком, который человеку не­посвященному может показаться случайным набором значков, трудно понять, как Феллу удалось прийти к такому заключению. Также непонятным остается вопрос, зачем белому человеку нужно было проявить такое упорство, чтобы дать коренным американ­цам их культуру.