Притягательность Зла
В европейском искусстве начала XVI века широко распространилась «мода на уродливое». Страсть живописцев к гротескным изображениям во многом питалась материалом забавных сценок (дролери) в средневековых рукописях, в целом же она была оригинальной реакцией на идеализированные образы искусства Возрожденья. Иероним Босх, несомненно, — один из наиболее своеобразных и плодовитых мастеров этого направления, но далеко не единственный.

Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд), использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas. Он символизирует недолговечность земной жизни и особенно большое распространение получил в живописи эпохи барокко.

Квентин Массейс — «Уродливая герцогиня».
Живописец пародирует высокие эстетические идеалы Возрожденья.

Грюневальд — «Искушение Святого Антония».
Пестрая толпа бесов состоит из самых разнообразных созданий, полулюдей-полуживотных или полурастений.

Босх — «Христос перед Пилатом» (фрагмент)
Наиболее карикатурны у Босха морально ущербные персонажи: они становятся воплощением пороков и всего творения в целом, искаженно проникшим в мир злом. Следует отметить, что иные физиономии, возникшие, казалось бы, по прихоти мастера, на деле являются правдоподобно переданными последствиями распространенных физических и психических болезней.

Босх — «Увенчание тернием»
Лица окруживших Христа тюремщиков, вероятно, воплощают четыре основных человеческих темперамента: так персонажи у верхнего края картины — это флегматик и меланхолик, а те, что расположены внизу, — сангвиник и холерик.


Смотрите другие работы Босха в нашей галерее