Птицы славянских мифов
Алконост
Если на две недели установилась безветренная и спокойная погода, утихли бури — значит, райская птица Алконост высиживает яйца и кормит птенцов. Это светлая птица-дева с человеческим ликом, управляющая погодой. Покровителем ее считался бог Хорс. Ее пение было чудесно и завораживающе, а сама птица для древних славян означала светлую печаль.
«Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто в близи тогда будет тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит.»
Как и Алконост птица Сирин обладает чудесным сладкозвучным пением, но считается птицей темной и равнодушной. Тот, кто услышит ее пение теряет память и приходит в забвение.
«Сиринъ, есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; нъцыи ж джут о сей, глаголюще зело ела копъниве быти еи, яко б кому послушающу глас ея, забывати все житие ее и отходити в пустыня по ней в горах заблуждышу умирати… »
Вещая птица, своим пением предсказывающая будущее тем, кто в состоянии его расслышать. Полет Гамаюна с востока предвещает смертельную бурю.
Вещие полудевы-полуптицы часто становятся персонажами песен самых разных жанров:
Борис Гребенщиков — «Сирин, Алконост, Гамаюн»
Владимир Высоцкий — «Купола»
Butterfly Temple — «Купала»