Средневековое искусство

Средние века — период истории, наполненный духовными исканиями творцов. С одной стороны искусство средневековья наполнено христианскими догматами и неотделимо от церкви, с другой в народной памяти ещё живо языческое мироощущение, что находит отражение в фольклоре, обрядах и обычаях.

Говоря об искусстве средневековья, обычно подразумевают творчество западноевропейских мастеров, главным заказчиком которого являлась церковь, что и определяло основные темы их работ. Если взглянуть на средневековое искусство с запада на восток, то выяснится, что понятие средних веков для каждой страны своё, и закончилось средневековье для всех в разное время. Так, например, для Западной Европы это V — XV века, для России X — XVII, а для стран Востока IV — XVIII.

Средневековая музыка

Музыка была неотъемлемой частью жизни людей в эпоху средневековья. Средневековая музыка непременно звучала на праздниках, торжествах, и днях рождения, поднимая настроение собравшимся. На свадьбах и в день «Святого Валентина» игрались романтические мелодии, называемые «chivaree». Напевность и плавность в них соединялась с веселыми и разудалыми крещендо. Романтическая атмосфера влюбленности была обеспечена.

Среди музыкальных инструментов средневековья можно выделить различные флейты, рожки, свистульки, колокольчики, бубны и барабаны. С Востока в средневековую музыку пришла лютня.

У средневековой музыки были и ритуальные черты. Так, например, в начале весны люди танцевали под специально-сочиненную музыку, которая должна была окончательно прогнать духов зимы и возвестить приход тепла. Рождество сопровождал колокольный звон, несущий благую весть о рождении спасителя.

Прием пищи в средние века также часто сопровождался прослушиванием музыки, считалось, что это благоприятно сказывается на пищеварении.

Средневековая музыка была очень важна для людей той эпохи, она могла сопровождать как торжества, праздники, похороны так простое вкушение пищи.

средневековая музыка

Средневековая литература

Средневековье стало началом для возрождения литературы. Ранние средневековые книги были тщательнейшим образом переписаны и проиллюстрированы монахами. Бумага была большой редкостью, поэтому заменялась пергаментом, сделанным из кожи ягненка или теленка. Студенты учились писать, используя так называемые деревянные таблетки, покрытые зеленым или черным воском. Наибольшая часть средневековой литературы воплощалась в деревянных досках и только для более дорогих томов использовалось простое тиснение кожи.

Странствующие ученые и поэты отправлялись в крестовые походы, чтобы изучить новые формы литературного письма. Куртуазная любовь породила новый интерес в среденевековой литературе — интерес к романтической прозе. При дворах средневековой Европы трубадуры пели песни, сложенные в честь эпических битв с участием Артура, Роланда и Карла Великого.

Продолжалось развитие письменности. Появились заглавные и строчные буквы, а также правила их написания. Книги почитались за сокровища и поэтому редко были доступны широким массам. Удел большинства книг средневековой литературы — быть хорошо спрятанными под замком. Если у кого-то не было денег, но имелась книга, он мог заложить ее и получить хорошую прибыль.

Средневековая книга

Средневековая живопись

В средние века живопись была уделом тех, кто действительно имел способность и талант к рисованию. Создание картин и фресок не было каким-то развлечением или хобби, у каждого полотна был конкретный заказчик, предъявляющий свои требования к автору. В основном художникам заказывали роспись церковных стен, алтаря или помещения для уединенной молитвы. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Потому имена многих мастеров того времени, не дошли до нас — ведь сапожник не будет ставить свою подпись на каждой паре созданной им обуви. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда.

Средневековый живописец не ставил своей целью изобразить окружающий мир один в один. Главной его целью было эмоциональное и морализаторское воздействие на смотрящего. Отсюда следуют несколько негласных правил живописи средневековья:

  • Показывать одного и того же персонажа в пределах одного полотна в разные промежутки времени (как в современных комиксах).
  • Пренебрегать реальным размером фигур людей для придания большей наглядности, изображаемому событию.

Самой популярной темой для картин была, конечно, религия. Чаще всего рисовались следующие сюжеты: «Благовещение девы Марии», «Рождество Христово», «Мадонна с младенцем», «Страсти христовы» и «Распятие».

Работы средневековых авторов в нашей галерее:
Джотто ди Бондоне
Коппо ди Марковальдо
Босх