Таштыпское Явление Христа
В 1926 году произошло событие, взволновавшее христиан всей Сибири — так называемое таштыпское явление Христа. Его свидетелем стал хакас Кужаков, Христос, якобы, через него предупредил не вступать в партию и комсомол. Вскоре место богоявления наполнилось паломниками. ОГПУ и обновленческим священникам с трудом удалось побороть этот культ.
Информация об этом событии крайне противоречива, поскольку единственным его очевидцем был житель улуса Под-карагай Таштыпского района Павел Кужаков, хакас по национальности.
Кужаков утверждал, что 24 мая 1926 года ему явился на холме Христос, который внешне был похож на хакаса. Он велел Кужакову поставить на этом месте крест и передать людям, чтобы те не отворачивались от веры, не пили, не курили и не вступали в ВКП(б) и комсомол.
Косвенно слова Кужакова подтверждали некоторые жители близлежащих населённых пунктов, которые сами и не присутствовали на месте событий, однако уверяли, что видели знамения, предвещавшие явления Спасителя. Например, восьмидесятилетний житель с. Нижние Сиры Инкей Чертыков указывал, что в день явления Исуса Кужакову видел в небе огненный столб. Несколько жителей села Таштып рассказывали, что 24 мая возле поселка Абаза увидели стоявшее на дороге ведро с кровью, которое они не смогли поднять и оставили на месте. Проехав дальше, они увидели 2 мешка с хлебом, которые также не смогли поднять.
Чуть позже Кужаков пришел в село Усть-Есь, где рассказал об увиденном местному церковному старосте Макару Чудогашеву, его родственнику Николаю Чудогашеву и псаломщику Усть-Есинской церкви Епифану Бычковскому. Бычковский и Чудогашевы, выслушав Кужакова, заявили о том, что признают истинность явления Исуса, и при содействии Алексея Розалиева, священника из села Сабинки, собрали группу верующих, которые должны были повсеместно разнести весть о богоявлении.
По предложению Бычковского к месту богоявления был устроен крестный ход, в котором приняла участие большая часть жителей Усть-Еси, в том числе и некоторые коммунисты. Например, член местного сельсовета, коммунист Ермил Тодешев на молебне, который состоялся после крестного хода, выполнял функции переводчика с русского на хакасский. Очевидцы рассказывали, что во время поведения молебна было землетрясение, «такое, что люди чуть не попадали», а из земли стал бить на несколько сажен вверх фонтан. На том месте, где Кужакову явился Исус, был установлен деревянный крест, верующими организован сбор пожертвований на строительство храма.
После крестного хода в Усть-Есинском сельсовете было устроено импровизированное собрание жителей села. Макар Чудогашев, Ермил Тодешев и некоторые другие участники крестного хода утверждали, что сразу после установки крест приобрел чудотворную способность исцелять людей и даже земля, взятая возле креста, являлась панацеей от всех болезней. Однако многие не поверили Чудогашеву и Тодешеву, стали смеяться над их словами. Тогда Александр Чудогашев сказал сомневающимся: «Что вы смеетесь? Рано или поздно вы к нам придёте и пойдёте с нами. Я вам это говорю, и вы не забывайте!»
Слухи о явлении Исуса и исцеляющем кресте быстро распространились по всей Хакасии и даже за её пределами, к благодатному месту устремились калеки и больные. Возле креста с надеждой на исцеление ежедневно собиралось от 20 до 40 человек. В донесениях ОГПУ отмечалось, что помимо жителей Хакасии и Красноярского края место богоявления посещали паломники из Красноярска, Кузбасса и Иркутска.
Отношение православного духовенства Хакасии к рассказу Кужакова было неоднозначным. Обновленцы, как и местная власть, расценивали всё происходящее как антисоветскую провокацию. Устами Ванюкова, дьякона таштыпской церкви, обновленцы заявили, что «явление ложное; это провокация староцерковников с целью привлечения прихожан».
Истинность богоявления признало только тихоновское духовенство, которое, несмотря на рискованность этого шага, открыто поддержало Кужакова, а значит, согласилось принять антибольшевистское по своей сути «послание» Исуса, которое он якобы передал боговидцу. В своих проповедях священнослужители призывали паству даже под угрозой ареста не предавать веры и не вступать в ВКП(б). Вот что говорил об этом священник Яков Доможаков, наставляя жителей улуса Анжуль: «Миряне, вы не должны забывать Бога. Он был, есть и будет, и верующего никогда не оставит. Вы не бойтесь, что вам придётся мучиться здесь и быть арестованными, этим вы уничтожите тело, но не душу».
Население Хакасии сочувственно относилось к Кужакову, и его популярность стремительно росла. Конец мая — начало июня 1926 года стало временем наиболее активной деятельности Кужакова и людей, поддерживающих его. В тот период на месте богоявления ежедневно читаются молебны, на которых присутствовали Павел Кужаков и Алексей Розалиев.
В начале лета у Кужакова, по словам Дарьи и Пелагеи Чудогашевых, открывается дар провиденья. Однажды на проповеди боговидец обратился к собравшимся с просьбой обыскать двух мужчин, которые якобы пришли для того, чтобы убить его с помощью ножа. Нож был действительно обнаружен у одного из них. После этого события за Кужаковым закрепился статус провидца, число его сторонников ширилось с каждой неделей. В среде части уверовавших в богоявление агенты ОГПУ отмечали всё усиливавшиеся антисоветские настроения. Среди населения были распространены слухи о том, что «скоро коммунистов не будет, а кто коммунист, тот умрёт».
Окружные власти, поначалу не придавшие большого значения Таштыпскому богоявлению, к середине лета начинают проявлять серьезную обеспокоенность. Чтобы пресечь распространение в обществе антисоветских настроений и выхода ситуации из-под контроля, принимается решение арестовать боговидца и его наиболее активных сторонников. Кроме Кужакова, были арестованы Алексей Розалиев, Семен Потылицин, Макар Чудогашев, Андрей и Николай Амзараковы, Епифан Бычковский, Яков Доможаков. Были изъяты все средства, которые собирались населением на строительство храма.
Арест Кужакова и его сторонников не принес ожидаемых результатов. Количество паломников снизилось незначительно, в августе место богоявления ежедневно посещало до 20 человек. Возле креста, установленного на месте богоявления, ежедневно молились две монашки, исполняя волю арестованного Кужакова. Верующие из уст в уста распространяли слова Кужакова, сказанные им непосредственно во время его ареста: «Буду жив, вспоминайте обо мне, а расстреляют — тоже помните. Ходите на это место и молитесь. Поставьте здесь часовню».
В народе Кужаков приобрёл образ страдальца — праведника, невинно мучаемого большевиками. Среди населения ходили слухи о различных чудесах, совершаемых им в заключении. Одни утверждали: «Когда Кужакова ввели в камеру, он дал обет не есть 20 суток, чтобы все коммунисты поверили в истинность явления Бога». Другие говорили, что «Кужаков голодал четверо суток, однако тюремщики, не поверив ему, посадили его в одиночку на 40 дней, где он уже сидит порядочное время, ничего не ест, но чувствует себя здорово». Монашки, молящиеся у креста, рассказывали, что Кужакова «хотели убить в тюрьме и топили в реке Абакан, но не смогли утопить, тогда посадили в погреб на лёд на 20 дней, а когда пришли, то увидели, что ото льда шёл пар».
Власти округа, понимая, что запретить людям верить в богоявление им не под силу, решили активнее сотрудничать с обновленцами. Было решено на предстоящем в конце года съезде духовенства и мирян Хакасского округа поставить на обсуждение вопрос о истинности Таштыпского богоявления, а поскольку на съезде количественно будут превалировать священники-обновленцы, то они должны признать рассказ Кужакова выдумкой.
Съезд духовенства и мирян Хакасского округа прошел в начале 1927 года. Как и было оговорено, окружной церковный совет не поддержал арестованных, определив, что явление Христа Кужакову есть лишь «видение, которое явилось результатом его четырехдневного голодания».
Сразу после окончания работы съезда все арестованные по делу о Таштыпском богоявлении были освобождены. Павел Кужаков был признан сумасшедшим и направлен на принудительное лечение в психбольницу.
Однако ни советская пропаганда, ни решение съезда, ни аресты не смогли полностью подавить у населения веру в истинность рассказа Кужакова. Многие жители Хакасии продолжали посещать место богоявления, стараясь делать это втайне от властей. Культ таштыпского богоявления в православной среде умер сам собой в конце 1940-х.
Источник: http://ttolk.ru/
Съезд духовенства и мирян Хакасского округа прошел в начале 1927 года. Как и было оговорено, окружной церковный совет не поддержал арестованных, определив, что явление Христа Кужакову есть лишь «видение, которое явилось результатом его четырехдневного голодания».