Викинг Метал
Основная черта викинг-метала — песни и альбомы, посвященные германской и скандинавской мифологии, истории походов викингов и язычества. Большинство исполнителей викинг-метала — коренные скандинавы, и их музыка чаще всего тесно связана с традициями народной музыки. Посему викинг-метал весьма близок к направлению фолк-метал. Некоторые группы создают тексты своих песен, используя древненорвежский (он же — древнеисландский), финский, шведский, и другие языки. Часто в песнях употребляется белый стих, песни не рифмуются. В частности, отсутствие рифмы характерно для перевода древних скандинавских баллад: скандинавские баллады, происходят от скальдических стихов и потому нерифмованы.
В музыкальном отношении викинг-метал неоднороден. Изначально викинг-метал исполняли группы блэк-металла. Со временем направление все больше испытывало влияние фолк-металла. В 2000-х годах большинство новых групп, которых определяют как викинг-метал, играют смесь блэк-металла и фолка. Немалое влияние на викинг-метал оказали такие направления, как пауэр-метал, хэви-метал и другие. В викинг-метале обычно используется чистый голос, но часто встречается и гроулинг. Викинг-метал может пересекаться и с дет-металом (Amon Amarth), дум-металом (Doomsword), симфо-металлом (Leaves ‘Eyes). Существует также ряд групп, близкие по звучанию к классике викинг-метала, но не схожие по тематике. Их обычно относят к фолк-метал или Пэйган-метал.
Тема викингов и суровой скандинавских мифов всегда была популярна в хард-роке и в особенности в метале. Песни на эту тематику встречались еще у Black Sabbath с Led Zeppelin. Предтечей викинг-метала стал американский коллектив Manowar: они посвящали германо-скандинавской мифологии целые альбомы, а их «вязкое» звучания в умеренном темпе и хоровые подпевки на ранних альбомах (например, песни «Gates of Valhalla», «Battle Hymns», «Secret of Steel»,) предсказали звучание Bathory. Другой предвестником жанра был шведский коллектив Ultima Thule, чьё направление определили как «викинг-рок». Основательницей викинг-метала как отдельного направления принято считать группу Bathory из Швеции, выпустившую в 1988 году свой четвертый альбом с характерным названием «Blood Fire Death» (Кровь Огонь Смерть — три основынх составляющих жизни сурового скандинава). В нём было много от блэка, но в текстах преобладало воспевание силы, мужества и скандинавской мифологии. Решающим шагом стало появление их следующего альбома — «Hammerheart» (1990), в нем слышны эксперименты с народными инструментами, музыка более мелодична и плавна, на смену гроулингу пришёл чистый вокал. Тексты обращены к духовной взаимосвязи отца с сыном, готовности воина-викинга принять смерть на поле боя и отправиться в Вальгаллу.
Среди других ранних викинг-металистов, появившиеся на рубеже 80-ых — 90-ых: Einherjer, Enslaved и Ancient Rites. Подобно Bathory, эти коллективы начиная с блэк-металла, стали использовать в своих композициях фолк-аранжировки, народные инструменты и мелодии, подчёркивающие преданность музыкантов своим корням. Движение в сторону народной музыки постепенно изменило викинг-метал. К началу 2000-х годов основу направления стали составлять группы, объединяющие викинг с фолк-металлом (Finntroll, Ensiferum, Turisas, Moonsorrow, Týr,). Неизменной однако осталась тематика войн и походов отважных норманов. Так, Týr записали альбомы «Eric the Red» (про скандинавского конунга Эрика Рыжего, открывшего Америку) и «How Far to Asgaard». Финны Turisas в 2007 году явили миру концептуальный альбом «The Varangian Way», посвященный викингам, прошедшим путём «из варяг в греки».
Аналогичное викинг-металу явление стало возникать и в других странах. Например в России смешение фолк-и блэк-метала, с текстами, посвященными славянской мифологии и родноверию (язычеству). Поскольку слово «викинг» неразрывно связано со скандинавским полуостровом, для обозначения таких групп появилось понятие Пэйган-метал. (Pagan в переводе с английского — «язычник»).