Уильям Блейк и Демиург сознания
Английский художник и поэт Уильям Блейк (1757 — 1827) был одним из первых творцов современной эпохи, кто обратился в своем творчестве к теме гностицизма. Его литературные и художественные работы пропитаны романтическим бунтом против политических форм угнетения, но в тоже время они таят в себе куда более глубокий, метафизический смысл.
Блейк в четырнадцатилетнем возрасте, отданный в ученики граверу, по большей части занимался самообразованием для обретения книжной учености. Не имея за спиной школ и университетов, он выучился самостоятельно, подверстывая учение к своему характеру. Наибольшее влияние на Блейка произвели труды Эммануэля Сведенборга, Платона, различных гностиков и алхимиков. Стоит отметить, что в те времена ни один из гностических текстов еще не был издан, но молодой Уильям имел доступ к церковным книгам (в которых гностики представлены не иначе как еретики), откуда и черпал знания.
Ранние взгляды Блейка цитировали древнее эзотерическое учение, в котором была заложена идея о двух именах Бога — YHWH (Иегова) и Элохим. Эти два Имени были разными частями одного целого. Иегова был высшим Богом, Элохим созидающим демиургом.
Одно из самых известных стихотворений Блейка «Тигр», по мнению некоторых исследователей его творчества, содержит в себе как раз идеи о Демиурге.
Тигр, тигр, жгучий страх,
Ты горишь в ночных лесах.
Чей бессмертный взор, любя,
Создал страшного тебя?В небесах иль средь зыбей
Вспыхнул блеск твоих очей?
Как дерзал он так парить?
Кто посмел огонь схватить?Кто скрутил и для чего
Нервы сердца твоего?
Чьею страшною рукой
Ты был выкован — такой?Чей был молот, цепи чьи,
Чтоб скрепить мечты твои?
Кто взметнул твой быстрый взмах,
Ухватил смертельный страх?В тот великий час, когда
Воззвала к звезде звезда,
В час, как небо все зажглось
Влажным блеском звездных слез, —Он, создание любя,
Улыбнулся ль на тебя?
Тот же ль он тебя создал,
Кто рожденье агнцу дал?
Чувствуется явный вопрос, а тот ли самый Бог, что сотворил невинного агнца, ответственен также и за сотворение злобного тигра. Если они были созданы разными богами, то тогда один из них — Бог вечности, а другой — демиург времени. По определению Блейка, Демиург — это не теологическая фигура, это не Бог, что парит в небесах над грешниками, это персонификация нашего собственного сознания и опыта. Боги находятся в наших собственных мозгах, выполняя роль фильтров и сетей в процессе нашего столкновения с реальностью.
Также неоднозначны представления Уильяма Блейка о добре и зле, Боге и Дьяволе. В своей работе «Бракосочетание рая и ада», он пишет, что Дьявол представляет собой сплошной список ошибочных мнений и суждений, и источником этого списка являются все священные книги. Уподобляясь древним гностикам, Блейк сливает образ Люцифера с прочей Божественной иерархией, меняя каноничные образы Бога и Дьявола местами. По мнению Блейка, змей из Книги Бытия был призван пробудить Адама и Еву к знанию об их подлинной божественной сути, что была сокрыта хитростью демиурга сознания.
Можно считать, что Уильям Блейк намного опередил свое время по смелости взглядов. Викторианская Англия того времени не могла принять такие безумные, на первый взгляд, религиозные идеи. Посему Блейк умер в нищете и безвестности. Но в наше время он признан, как один из самых оригинальных художников и как превосходный поэт. В частности в фильме «Мертвец» (1995) Джима Джармуша присутствует множество цитат из произведений Блейка, а главный герой является его полным тезкой.
Посмотреть работы Уильяма Блейка в галерее.