VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (1 vote cast)

Литература Ужасов

Литература ужасов остается едва ли не самой популярной разновидностью фантастики. И поклонники современных, не всегда хорошо сделанных триллеров, и любители великих Стивена Кинга и Говарда Лавкрафта, и почитатели классики найдут в «ужасных» рассказах и романах что-то свое, полностью отвечающее собственному литературному вкусу.

Конечно, интерес к таинственному, необъяснимому присутствует в человеке с незапамятных времен, но найти литературное воплощение это чувство смогло только к концу XVIII века – в форме готического романа. Появление жанра, оказавшее большое влияние на дальнейшую литературу, было чисто случайным: однажды утром писатель Хорас Уолпон проснулся от кошмарного сна, в котором ему почудилась рука великана… А в 1764 году вышел в свет «Замок Отранто», задавший раз и навсегда каноны готического романа: проклятье за предательское убийство, совмещенное с огромным количеством страшных предзнаменований, кошмаров и смертей.

Этот жанр прижился в Англии, и за сорок лет вышло более ста (местами не совсем удачных) произведений последователей Хораса Уолпона.

[adsense]

1816 год стал поворотным для литературы ужасов. Именно тогда благодаря небольшому соревнованию на берегу озера были созданы два образа, способные напугать даже искушенного современного читателя, – чудовище Франкенштейна, литературной матерью которого была Мери Шелли, и вампир Джона Полидори. Книга последнего явила начало впоследствии очень популярной теме вампиризма, на которую откликнулся соотечественник Полидори Брем Стокер, создавший образ мрачного убийцы, способного повелевать стихиями, животными и даже людьми.

Тема сверхъестественного также получила отражение в творчестве двух других английских писателей – Оскара Уайльда, автора знаменитых «Портрета Дориана Грея» и «Кентервильского привидения», и Роберта Льюиса Стивенсона, создавшего бессмертный образ злого двойника в своей «Странной истории..»

Литература Ужасов

Но Англия не единственная страна, которой обязана литература ужасов. Богатый шлейф различных ужасов и кошмаров тянется за произведениями немецкоязычных писателей. Достаточно вспомнить таинственные повести Эрнста Гофмана, готические произведения Гете, Шиллера и Гауфа.

В начале ХХ века в Германии распространился экспрессионизм, представители которого использовали в своем творчестве мотивы страха, боли и крика. К экспрессионистам относились, прежде всего, Франц Кафка, умевший создать в своих новеллах атмосферу безнадежности и абсурдности, и Густав Майринк, известный романом «Голем». Экспрессионисты одними из первых использовали благодатную почву взаимодействия литературы и кино для создания фильмов ужасов и фильмов-антиутопий – «Кабинета доктора Калигари», «Метрополиса» и т. д.

Литература Ужасов

Свою трактовку темы ужасного дала и литература Америки. Она в лице Эдгара По, Амброза Бирса и Гордона Лавкрафта создала особого героя – несчастного одинокого человека, который оказывается один на один со своими иррациональными страхами, побеждающими в конечном счете. В произведениях названных писателей сверхъестественные элементы часто вообще отсутствуют, или они сведены до минимума, а в качестве главного антагониста выступает всесильное НЕЧТО.

Однако как бы не была велика американская литература ужасов, несравненно больше успех имел кинематограф. 20-30-е годы прошлого века считаются золотым веком фильмов ужасов. В это время были сняты такие шедевры, как «Дракула» и «Франкенштейн». Этот список еще очень долго можно пополнять другими фильмами, заставившими промучиться без сна не одно поколение детей.

Литература Ужасов, 5.0 out of 5 based on 1 rating