Совет у Элронда

Богословы до сих пор не могут определиться, есть ли христианские мотивы в произведениях Толкина. Сам писатель определял свой мир как «дохристианский». Однако многие почитатели Толкина уверены, что тот лукавит, и, конечно же, «Властелин колец» — это религиозное произведение. Один из них — одесский художник Сергей Юхимов, оформивший книги Толкина под средневековые христианские миниатюры.

«Властелин колец» в основе своей произведение религиозное и католическое; поначалу так сложилось неосознанно, а вот переработка была уже вполне сознательной», — писал профессор Толкин в 1953 году о. Роберту Марри. Далее по тексту этого письма он признается, что убрал почти все религиозные культы из сюжета в процессе доработки. Такой ход говорит об уважении церковной веры, сдержанности и благоразумии автора, а не о «безбожии мира» Властелина колец.

Богослов Александр Казаков пишет:

Мир Толкина дохристианский, даже «дозаветный». Но даже в те времена, как и в ветхозаветных текстах, мы можем найти намеки, которые раскроются лишь в Божьих откровениях Нового Завета. В первую очередь это касается триединства Бога и Спасения. В мифах Толкина есть ангелы (светлые и падшие), есть Дьявол и присутствует Грехопадение, которое занимает одно из центральных мест в его творчестве. Книга подверглась критике со стороны, как это ни странно, именно христианских служителей (протестантов и православных). Главным образом этому послужило то, что в книге ни разу не упоминается Бог, и нет никаких прямых указаний даже на само Его существование.

В этом музее все экспозиции посвящены христианской культуре.

Но христианские мотивы разбросаны по всему роману.

Так, Фродо — это истинный христианский герой, добровольно и смиренно взваливший на себя бремя Кольца, Великого Проклятья, из любви к миру и к ближним, принося себя в жертву, дабы избавить мир от Зла, даже ценой своих страданий, а может быть и жизни. Ему и его товарищам предстоит отчаянный путь «по лезвию ножа над огненной пропастью». Он не ищет славы себе и идёт отнюдь не ради чистоты совести и сохранения чести. Всё это не ради себя.

«Я хотел спасти Шир, и теперь он спасен, но не для меня», — говорит Фродо. Он надевает цепочку с Кольцом на шею, что напоминает нам нательный крест, который символизирует свой личный крестный путь на Голгофу. Кольцо также отчасти символизирует и грех, который каждый человек наследует от своего предка, ибо в Адаме «все согрешили и лишены славы Божией»

Возвращение в Шир

Христиане несут свой грех на Голгофу, где Исус уничтожает его, приняв Своей жертвой наше бремя. Ближе к концу похода сходства между судьбами Фродо и Христа становятся ещё более очевидными. В логове Шелоб, на границе с Мордором, Фродо становится, как и Исус, жертвой предательства. По мере того, как Фродо приближался к Роковой горе, Кольцо становилось всё тяжелее. Во время же восхождения на гору описывается, как под своей тяжестью оно пригибало Фродо к земле, что явно нам дает отсылку на крестный путь Христа. А поддержка Сэма напоминает нам о Симоне Киринеянине, который по приказу римских солдат понес крест Исуса, когда ноша сделалась непосильной.

Однако же, проделав долгий и трудный путь, Фродо «падает». Кольцо берет окончательно верх над ним, уже вися над огненной пропастью. Фродо теперь уже не в силах с Ним расстаться. Хоббит сломлен окончательно. Потеряв самообладание, он объявляет себя Властелином Кольца. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим 7:18). Это ход Толкина очень важен, и он подробно его объяснил в своих письмах. Свое повествование Толкин подвергает твердой логике, смотря на падший мир глазами христианина-реалиста.

Как пишет Толкин, Фродо не хотел причинять вред Кольцу и был не способен уступить его Сэму ещё даже до того, как отправиться в поход. Но это абсолютно не умаляет заслугу Фродо как величайшего героя.

Король-Призрак+В Дольне

И тут мы подходим к одной из важнейших тем, которую стараются не видеть все христианские и нехристианские критики, которые по прочтении «Властелина Колец» заявляют о безбожности мира, о котором повествуется в книге. Спасает Средиземье не Фродо, хотя он и донёс Кольцо до Горы, и не Горлум, который, оступившись, рухнул в Пламя вместе с Кольцом, а Сам Господь, истинный Автор и Властелин мира. Недаром в английском языке the LORD означает не только лордов, феодалов, правителей, но и Самого Бога, т.е. наблюдается некая игра смыслов. На протяжении всей книги мы можем наблюдать, как Кольцо искушает людей завладеть им и назвать себя the Lord’ом, в то время как за спинами всех историей движет истинный и вечный The LORD всего Сущего, и о Нём ведают и помнят лишь немногие, кто не утратил мудрость.

Одессит Сергей Юхимов — единственный в бывшем СССР художник, чьи иллюстрации к трилогии Дж. Толкина «Властелин колец» были изданы. Он стилизовал их под средневековые миниатюры. Для него герои «Властелина колец», безусловно, тоже христианские персонажи.

Источник:
http://ttolk.ru