VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (6 votes cast)

Охота на ведьм

Средневековую Европу трудно представить без крестовых походов, эпидемий чумы, бесчисленных феодальных войн и Охоты на Ведьм —  фанатичного истребления невинных под прикрытием борьбы с темными силами. Этот мрачный период продолжался около четырехсот лет, перекинувшись страшным мостом из позднего средневековья в эпоху Возрождения, и даже дальше, в эру науки и разума. За это время в действие было приведено около двухсот тысяч смертных приговоров. Отголоски тех лет слышны и поныне, а термин «Охота на Ведьм» стал употребляться в качестве синонима борьбы с вольнодумством и оппозицией.

Предпосылки начала Охоты на Ведьм

Как известно в 10-11 веках по всей Европе стали возникать всевозможные еретические секты, по-своему трактующие священное писание и образ Иисуса Христа, имеющие свои собственные таинства и обряды. Катары, альбигойцы, богомилы и прочие движения разрастались, собирая под свои знамена новых адептов, и позиции Римской католической церкви уже не были так прочны как несколько веков назад. Все это вылилось в учреждение папской инквизиции — карательного органа, занимающегося розыском и наказанием еретиков.

Охота на ведьм

Инквизиция в то время была действительно орудием христианской веры,  и состояла из людей, искренне желавших очистить мир от ереси. Судебных процессов над ведьмами и колдунами тогда практически не проводилось, так  как ведьма хоть и водится  с Сатаной, но никак не посягает на незыблемые позиции церкви, а лишь находится на другом полюсе борьбы добра со злом. Еретик же был гораздо опаснее. В глазах правоверных христиан он был идолопоклонником, посягнувшим на святую веру, если же он вдобавок якшался с нечистой силой, то дорога на костер ему была заказана. У ранней инквизиции обвинение в ведьмовстве было одним из многих обвинений, но не главным.

Охота на ведьм

Однако спустя некоторое время с большинством еретических сект было покончено, но церковь и не думала сбавлять обороты карательной машины инквизиции. Для укрепления власти необходимо было действовать жестко и показательно. Следующим главным врагом католической церкви оказался сам Дьявол. Да вот только привлечь рогатого к суду было проблематично, ввиду недоказанности его существования. Однако выход был найден довольно быстро, если самого Люцифера достать не получается, то прислужников его вокруг, в лице ведьм и колдунов, пруд-пруди. Они и стали главными жертвами инквизиции в  следующие несколько столетий. Началась охота на ведьм.

Основные обвинения

Главными обвиняемыми на ведовских процессах были в основном  женщины (ведьмы), хотя суды над мужчинами (колдунами, ведьмаками) также встречались, но на порядок реже. Женщина по представлениям церковных авторов средневековья была средоточием греха, порока, распущенности, соблазна, и представала в клерикальных текстах под различными нелицеприятными кличками — Avidum Animal (Алчное животное), Concupiscencia carnis (Тело для совокупления), Falsa fides (Ложная вера), Monstruosum mendacium (Чудовищная лгунья) и многими другими.

Охота на ведьм

Шабаш ведьм

Женоненавистничество авторов объяснялось тем, что практически все они были монахами, давшими соответствующие обеты. Однако обеты имеют свойство нарушаться, и для таких согрешивших монахов женщина была дьяволицей-искусительницей, повинной во всех смертных грехах.

Главными обвинениями в адрес ведьм были: продажа души дьяволу, посещение ведьмовских шабашей, на которых совершались богохульные и развратные деяния, а также наведение порчи, эпидемии, мора и неурожая. Чтобы стать обвиненной в ведьмовстве женщине достаточно было быть либо слишком уродливой, либо слишком прекрасной. Обвинение могло быть предъявлено из-за наличия  родимого пятна на теле или лишнего пальца на руке или ноге. Не трудно предположить, что  при такой тотальной  виновности любой  женщины, буйным цветом расцветали всевозможные доносы и наговоры.

Охота на ведьм

Суды, пытки, казни

Одним из главных трактатов того времени по выявлению и наказанию ворожей был печально известный «Молот ведьм», написанный в 1487 году двумя монахами-доминиканцами. Эта книга выдержала 29 переизданий и, что интересно,  была сочтена коллегией святой  инквизиции не достаточно этичной. Однако это не помешало ей стать своеобразным бестселлером того времени. «Молот ведьм» часто использовался сельскими священниками в своих проповедях, будораживших набожных и безграмотных крестьян.

Охота на ведьм

Будучи обвиненной в колдовстве, женщина обычно арестовывалась и помещалась в камеру. Там несчастную для большего унижения раздевали донага и обривали наголо, так как волосы считались  очень сильным магическим атрибутом. Далее следовали бесконечные допросы, на которых женщине предлагалось сознаться  в совершенных деяниях (которые она на самом деле не совершала) и покаяться перед смертной казнью. Некоторые (от страха или безысходности) сознавались сразу, но некоторые проявляли характер, и тогда в ход шли всевозможные орудия  пыток, под воздействием которых «ведьма» признавалась «во всем».

Охота на ведьм

Результат практически всегда был один — сожжение на костре. Однако встречалось, также испытание водой, когда подозреваемую связывали и кидали в водоем. Считалось,  что виновная  будет плавать на поверхности  (тогда ее ждал опять же костер), а невинная станет тонуть, но это ничего не значило, так как  обвиняемая уходила под воду раньше, чем ее могли спасти.

Охота на ведьм в Америке и на Руси

На Руси судебные процессы над ведуньями практически никогда не проводились. Это обусловлено тем, что в России исповедуется иная, нежели в Европе, форма христианства — православие,  не зацикленное, как католицизм, на первородном грехе, и женщине как сосуде, вмещающем этот грех. Само слово ведьма происходит от глагола ведать — знать, английское же слово witch больше значит околдовывать, очаровывать. Русские ведьмы — это врачевательницы и знахарки, живущие в гармонии с природой, хранительницы сакрального знания, а не безбашенные европейские оторвы, совершающие непотребства на шабашах и практикующие черную магию.

Охота на ведьм

Славянская ведьма

Некоторое подобие охоты на ведьм появилось в России только в 18 веке, когда Петр I издал закон «О кликушах». В нем говорилось, что кликушествующих (читай бесноватых) следует разыскивать и передавать в руки архиереев.

Самым известным случаем охоты на ведьм в Новом свете является суд над салемскими ведьмами. Салем небольшой город, основанный пуританами. Религиозные настроения в нем всегда были сильны. Поэтому, когда маленькие дочери местного пастора стали жертвами неизвестного психического расстройства, начали беспричинно кричать и затыкать уши на церковной проповеди, местная молва обвинила во всем ведьм.

Охота на салемских ведьм

Охота на салемских ведьм

Начались аресты, суды и казни, причем обвиняемые были, как правило, самого низшего социального сословия — рабыни, нищенки, проститутки. Всего за время салемских процессов было задержано около полутора сотен человек, а казнено девятнадцать.

Отголоски средневековой охоты в настоящем

Если внимательно присмотреться к ситуации в мире, то мало, что изменилось со времен средневековья. Охота на ведьм продолжается, только немного в другом контексте. Место дьявола занял международный терроризм и всех, причастных к нему ожидает расправа. Кругом также царят доносы, наветы и провокации, неугодные (либо просто инакомыслящие) смешиваются с грязью, а борцы с ними возносятся как герои. Охота на ведьм никуда не исчезала, она просто стала не такой явной.

Охота на Ведьм, 5.0 out of 5 based on 6 ratings