VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 3.6/5 (7 votes cast)

Проклятие девятой симфонии

В городскую легенду о Девятой симфонии верят многие профессиональные композиторы. Суть «страшилки» такова: вы можете писать сюиты, оратории, оперы, но когда беретесь за симфонии, и число их доходит до девяти, вам конец. Приступив к 10-й симфонии, вы непременно умрете.

Предыстория

О мистической закономерности впервые заговорил Арнольд Шёнберг, который приписал авторство идеи Густаву Малеру. Последний считал девятку «таинственным пределом», через который никто не в состоянии переступить. Малера неотступно преследовали два прецедента: трагические события, связанные с Бетховеном и Брукнером.

Именно Бетховен провел роковую черту за цифрой «9». Над Десятой симфонией маэстро начал трудиться на закате дней. Закончить опус ему, конечно же, не удалось. Та же участь постигла и современника Бетховена — Франца Шуберта. После этого стал очерчиваться зловещий миф.

Кстати, некоторые композиторы выживали — речь об этом пойдет ниже. Просто не писали больше симфонии. Останавливались на пике развития.

Наводим жуть

Проклятие девятой симфонииЧех Антонин Дворжак стал следующей жертвой Проклятия. В 1893 году он закончил свой шедевр (девятый по счету), который стал апофеозом его творчества. На этом все и зависло. Дворжак сочинил много прекрасных произведений — но не симфоний. Из заколдованного круга он так и не вышел.

Весьма занятен случай с австрийским органистом Антоном Брукнером. Если верить справочным изданиям, перу композитора принадлежит 11 симфоний. Копнув глубже, мы увидим, что первые две сам Брукнер оценивал, как неполноценные ученические эксперименты. У них даже номера отсутствовали. Брукнер умер, дописывая… Девятую симфонию.

Густав Малер, ученик Брукнера, страдал тяжелым недугом, но Девятую симфонию все же дописал. После этого он взялся за Десятую — все вы уже догадались, что с ним стало потом. Потомкам достался общий план и разрозненные наброски.

Единственным человеком, сломавшим традицию, был Николай Мясковский. Он создал аж 27 произведений симфонического жанра. Впрочем, злые языки утверждают, что не все симфонии Мясковского можно сопоставить по уровню воздействия на слушателя.

Многие композиторы притормаживали себя на почтительной дистанции от роковой цифры. Сен-Санс, Мендельсон, Шуман, Берлиоз, Брамс, Хиндемит, Онеггер и Прокофьев, видимо, решили не испытывать судьбу, заглядывая в бездны.

Послесловие

И все же Проклятие было свергнуто с пьедестала, причем неоднократно.

Дмитрий Шостакович успешно обвел судьбу вокруг пальца, создав вместо пафосной Девятки ироничное, краткое, сугубо инструментальное произведение.. Правда, за свое вольнодумство Шостакович угодил под тоталитарный сталинский пресс.

В среде композиторов есть как «проклятые», так и не убоявшиеся потусторонней беды. На счету Мийо, Тубина и Вайнберга по 12, 10 и 20 симфоний, соответственно. Хватает и композиторов, зациклившихся на цифре «9». По своей воле, либо силою обстоятельств — это другой вопрос.

Проклятие девятой симфонии

Всем, кто занимается продвижением в интернете, будет интересно познакомиться с раскруткой группы в популярнейшей социальной сети Facebook. Узнайте о продвижении группы на Фейсбуке на сайте Александры Ворониной.

Проклятие Девятой Симфонии, 3.6 out of 5 based on 7 ratings