Гравюра, представляющая связь знаков зодиака с органами человеческого тела (из книги Георга Рейша «Margarita Philosophica», 1503г.

Взаимная аналогия микрокосма и макрокосма, человека и космоса следовала из древнего герметического принципа, согласно которому все то, что внизу, подобно тому, что наверху. Это означало, что органами человеческого тела можно описать космическую картину и наоборот. Можно предположить, что в древние времена мог существовать шифр внутренних органов. И, например, в мифическом рассказе об орле, клевавшем печень Прометея, не только орел имел скрытый смысл, но и печень могла указывать на какое-то астральное явление. Астрология донесла до наших дней два типа взаимосвязей частей че­ловеческого тела с космосом.

Первый тип выражал связь частей челове­ческого тела со знаками зодиака. Эти связи видны из рисунка так назы­ваемого зодиакального человека, его зодиакальной анатомии. Из приведенного рисунка видно, что голова имела отношение к зодиа­кальному знаку Овен, шея — к Тельцу, плечи и руки — Близнецам, легкие — к Раку, сердце и печень — ко Льву, верхняя часть живота — к Деве, нижняя часть живота — к Весам, половые органы к Скорпиону, бедра — к Стрельцу, колени — к Козе­рогу, голени — к Водолею, ступни — к Рыбам. По второму типу человеческие органы были связаны с пла­нетами. Так, в соответствии с Птолемеем, Солнцу соответствовали глаз, мозг, сердце, нервы. Луне — вкус, желудок, матка. Меркурию — язык и желчь. Венере — обоняние, печень, мышцы и шишка ясновидения. Са­турну — правое ухо, мочевой пузырь, флегма, кости. Юпитеру — осязание, легкие, артерии, семя. Марсу — левое ухо, почки, вены. Впрочем, были и иные системы. Так, по одной античной версии желчь сопоставлялась с Аполлоном, печень — с Деметрой, селезенка — с Дионисом. Но не ис­ключено, что Деметра в каких-то своих функциях подменяла Венеру, а Аполлон — Меркурия.

Сибирские кеты считали Полярную звезду пупом неба, который будто бы был соединен с неким пупом земли. Это указывает на эквива­лентность пупа некоему центру. Судя по «Второзаконию», Адам был человеком интересным: «…со­творил бог человека на земле, и от края неба до края неба». В апокрифической легенде о сотворении первочеловека рассказыва­лось, что Бог создал Адама из восьми элементов: тело — от земли, кости — от камней, кровь — от моря, мысли — от облака, глаза — от солнца, «от света -свет», от ветра — дыхание, от огня — тепло. Сатана, тыкая в человека пал­кой, вогнал в него 70 болезней. Это последнее число приблизительно равно общему числу солнечных и лунных затмений в течение одного сароса. В мусульманском же средневековом источнике излагался рассказ о том, как после создания Богом за 40 дней Адама внутрь первочеловека попал дья­вол, который обнаружил, что голова Адама состояла из семи сфер, тело ока­залось землей, волосы — деревьями, кости — горами, кровь — реками, а черная и желтая желчь, флегма и кровь образовывали эквивалент четырех вре­мен года, характеризовавшихся жарой, холодом, влагой и сушью.

Уподобление космического пространства воде имело под собой то основание, что воде придавались определенные свойства, которые были характерны дальнему космосу. В китайском трактате «Дао дэ цзин» опи­сано учение даосизма, основное понятие которого, дао, представлялось как невыразимое словами и недоступное познанию начало и было по­добно воде: мягкое, податливое, но неодолимое. В соответствии с этими качествами был образ действия, которому должен следовать приверже­нец этого учения. Это так называемое «недеяние» — отказ от желаний и борьбы, уступчивость и покорность. Мудрец Лао-Цзы, которому припи­сывалось авторство трактата, был личностью легендарной. Одни ученые считали, что мудрец жил в У1-У вв. до н.э., другие полагали время жизни основателя даосизма 1У-Ш вв. до н.э., третьи относили Лао-Цзы к кос­мическим мифам. Да и как расценить иначе древний рассказ о том, что ему удалось изменить свое тело. Причем настолько, что правый глаз стал солнцем, левый — луной, голова — горой Куньлунь, борода — небесным пространством и планетами, кости — драконами, плоть — четвероногими, а внутренности — змеями. Но не будем приуменьшать технологии древ­них медитаций, когда человек мог попытаться отождествить части свое­го расслабленного, «уступчивого» и «покорного» тела с космическими объектами.

Интересно отметить замеченную специалистами схожесть плана вну­тренних помещений храма, построенного из огромных каменных бло­ков на острове Мальта в четвертом тысячелетии до н.э., с изображением женщины. Такое подобие может указывать на воззрения людей, близких эпохе матриархата. Получалось, что, переходя из одного помещения другое, из одной точки храма в другую, изменялось местонахождение людей относительно тела этой женщины, т. е. можно было молиться, имволизируясь с детородными органами, а можно — с сердцем.

Надо иметь ввиду, что эквивалентность земного и небесного была далеко не полная. Небесное было святое, доброе, светлое. А о земном люди были куда худшего мнения. Земное было рядом — «возле», «во зле», злое. С небесным, с правдой, связывалась верхняя часть человеческого тела, с землей — средняя, с подземным миром — самая нижняя. Поговорка: «В ногах правды нет», по-видимому, имела астральное происхождение. Сторона тела также играла определенную роль в древних представле­ниях людей. Левую часть тела связывали с луной, а правую — с солнцем, а потому правая часть считалась праведной и связанной с правотой, прав­дой. С левой же частью тела связывалась всякая нечисть и неправ­да. По свидетельству арабского путешественника ал-Масуди, например, один из славянских кумиров имел вид старца, который якобы посохом извлекал останки умерших из их могил. И именно под левой ногой стар­ца были изображены черные вороны и другие черные птицы.